#Мозг человека имеет очень сложное многоуровневое строение, где каждый уровень сложно организован.
Мы не станем углубляться в изучение этих уровней и их организации, а только укажем на то, что каждый уровень организации предполагает наличие определённой системы, состоящей из множества подсистем, имеющих свои научные обозначения (классификацию), которые в свою очередь имеют свои подсистемы и свои научные обозначения и т.д.
Однако следует иметь в виду, что отдельные элементы мозга, составляющие его, обозначаются определёнными терминами не только в соответствии с уровнем их организации, но и в соответствии с теми рамками науки, в которой рассматривается мозг.
Ведь о мозге можно говорить на разных языках науки, например, на языке генетики, биохимии, физиологии и т.п. Поэтому говоря о классификации элементов или областей мозга, следует иметь в виду, что соответствующие научные дисциплины, рассматривающие мозг, имеют свои специфические классификации, в подробности которых мы не станем вдаваться.
Однако стоит заметить, что чем на более низком уровне организации мы будем рассматривать мозг, тем о более тонкой организации всей системы, мы будем говорить. А значит, тем сложнее будет становиться понимать механизм работы всего мозга, как единого целого.
С этой задачей постоянно сталкиваются учёные, когда решают вопросы со сложными системами, имеющими многоуровневое строение. Причём чем лучше изучаются механизмы работы на каждом уровне и подуровне системы, тем точнее складывается представление о механизме работы всей системы в целом.
Мозг же человека настолько сложно устроен, что некоторые уровни его организации очень слабо изучены или не изучены вовсе. Например, механизмы работы не только мозга, а вообще живой материи на субатомном уровне настолько слабо изучены, что многие учёные говорят о том, что они практически ничего о них не знают.
Если говорить на более высоком уровне организации головного мозга, например, на уровне органов, то мозг здесь достаточно хорошо изучен, хотя, конечно, имеются некоторые пробелы. Но, даже рассматривая мозг на органном уровне можно легко заметить, как он сложно устроен.
Головной мозг человека состоит из двух полушарий (левого и правого) большого мозга, промежуточного мозга, ствола мозга и мозжечка. Эти органы мозга имеют не только различное строение, но и выполняют различные функции в организме.
Например, мозжечок отвечает за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса. А правое и левое полушария мозга связаны с наиболее сложными проявлениями психической и интеллектуальной деятельности человека.
Не вдаваясь в подробности рассмотрения всех органов мозга, имеющих свои особенности, как в строении, так и выполнении определённых функций, следует отметить, что всех их объединяет общая черта – они состоят из нейронов, связанных между собой нервными волокнами по которым передаются сложные электрические импульсы, определяющие работу мозга.
Однако #нейрон – это только общее обозначение огромного количества различных видов нервных клеток, чувствительных не только к таким воздействиям, как свет, звук, температура, химический состав и т.п., а скорее к отдельным аспектам этих воздействий.
Ведь свет, звук, температура и т.п. – это только общие обозначения целого ряда физических явлений, имеющих общие черты и в то же время свои особенности, различающиеся по многим признакам.
Например, свет бывает и красным, и синим и зелёным и т.п., а также ярким или тусклым. Это относится также и к звуку и температуре или ещё какому-либо физическому или химическому явлению, которое может оказывать воздействие на определённые виды клеток, чувствительные именно к этим воздействиям.
Итак, мозг включает в себя не только огромное количество нейронов, но и огромное количество их видов, реагирующих на определённые виды воздействий, как физических и химических, так и информационно-специфических.
Например, в зрительной части мозга были обнаружены нейроны, чувствительные только к вертикальным линиям, но не чувствительные к другим видам зрительного воздействия. Стоит отметить, что нейроны объединены в группы и, соответственно, реагируют на различные специфические виды воздействия, как правило, группами, хотя бывают и исключения.
Наибольшее значение учёные придают #коре больших полушарий головного мозга, слою серого вещества толщиной 1,3—4,5 мм, расположенному по периферии полушарий большого мозга.
В ней сосредоточено огромное скопление нервных клеток (нейронов): по разным данным – от 10 до 14 миллиардов, не считая других клеток и нервных волокон, соединяющих нейроны между собой.
У человека кора составляет в среднем 44 % от объёма всего полушария в целом. Площадь поверхности коры одного полушария у взрослого человека в среднем равна 2200 см².
Именно в ней происходит обработка всех данных, полученных от «датчиков» (рецепторных систем - глаз, ушей, кожи и т.д.), расположенных во всём организме, и на основании обработки этих данных принимаются окончательные решения о поведении, как всего организма, так и отдельных его частей в частности.
Кора больших полушарий отвечает, по терминологии И.П. Павлова, за высшую нервную деятельность человека, являясь материальной основой всей его мыслительной и психической деятельности.
Можно сказать, что кора является материальным хранилищем «души» человека.
Анатомия мозга достаточно хорошо изучена учёными. Более того, нейробиологию, как науку, изучающую строение нервной системы, в частности строение головного мозга, относят к точным наукам.
Это значит, что учёные, исследующие анатомию мозга человека, достаточно точно определили участки мозга, ответственные за выполнение не только чисто физических функций организма, таких как дыхание, сердцебиение, зрение, слух, движения отдельными конечностями тела и т.п., но и психических функций, таких как воображение, переживание различных эмоций и пр.
Также достаточно хорошо изучены механизмы взаимодействия между собой как отдельных блоков мозга, отвечающих за выполнение определённых функций, так и отдельных элементов, из которых состоят эти блоки.
Поначалу учёным казалось, что определить участок мозга, ответственный за выполнение той или иной функции в живом организме будет достаточно просто. Например, можно изучить пациента с повреждённым в результате несчастного случая определённым участком мозга, выявив у него те или иные отклонения в поведении или субъективном переживании и понять, за что именно этот участок мозга отвечает.
Можно специально разрушить определённый участок мозга животного, близкого по строению мозга к человеку и, наблюдая за особенностями его поведения, выявить за какие именно функции этот участок мозга отвечает.
Можно также воздействовать на определённый участок мозга через вживлённые электроды слабыми электрическими сигналами, и выявить за какие именно функции этот участок мозга отвечает. В принципе такими путями и изучался мозг.
Однако позднее выяснилось, что такие подходы налагают некоторые ограничения. Например, такими способами невозможно выявить нарушения в субъективных переживаниях живого существа.
Ведь животное не может сказать, что оно чувствует после удаления у него определённого участка мозга. Да и человек, у которого повреждён какой-нибудь участок мозга не всегда может рассказать о том, что он переживает внутри себя. К тому же найти человека с определённым повреждённыму участком мозга не такая простая задача.
Для нейроучёного такой человек представляет ценную находку. Поэтому всё-таки большую часть исследований мозга учёные провели на животных, удаляя у них определённые участки мозга или воздействуя на них слабым электрическим током через вживлённые электроды.
К сожалению, в результате проводимых опытов над животными, по данным Британского союза BUAV выступающего за отмену вивисекции, в настоящее время
ежегодно погибает около 115 миллионов животных, около 90% из которых это крысы и мыши, специально выращиваемые для этих целей.
И.П. Павлов писал на эту тему: «Когда существа. Когда я режу, разрушаю живое животное, я глушу в себе едкий упрёк, что грубой, невежественной рукой ломаю невыразимо художественный механизм. Но переношу это в интересах истины, для пользы людям.
А меня, мою вивисекционную деятельность предлагают поставить под чей-то постоянный контроль. Вместе с тем истребление и, конечно, мучение животных только ради удовольствия и удовлетворения множества пустых прихотей остаются без должного внимания.
Тогда в негодовании и с глубоким убеждением я говорю себе и позволяю сказать другим: нет, это — не высокое и благородное чувство жалости к страданиям всего живого и чувствующего; это — одно из плохо замаскированных проявлений вечной вражды и борьбы невежества против науки, тьмы против света!»
Вместе с этим мозг изучали и на людях. Причём большое количество исследований мозга было проведено во время Второй мировой войны на солдатах с локальными поражениями мозга, полученными в результате ранений.
Одним из самых известных учёных, внёсших огромный вклад в изучение анатомии мозга, является советский учёный, основатель нового на тот момент направления – нейропсихологии, Александр Романович Лурия, труды которого были признанны во всем мире. И по сей день являются актуальными, как у нас в России, так и за рубежом.
А.Р. Лурия провёл огромное количество исследований на раненых в голову солдатах, выявив и обозначив целый ряд, как психических, так и психофизиологических нарушений, связанных с поражением локальных областей мозга. Кроме этого А.Р. Лурия создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи.
Так амнестическая афазия, связанная с поражением теменно-височной области мозга, проявляется в трудности называния предметов, хотя больной знает их значение и употребление.
Например, при показе больному ключа, он не может его назвать, хотя отвечает, что это то, чем открывают и закрывают замок, либо делает ключом вращательные движения, намекая на то, для чего этот предмет служит.
Настоящая революция по изучению мозга произошла в науке с изобретением томографии, позволившей изучать мозг, не вскрывая черепной коробки. Дело в том, что когда у человека задействован в работе определённый участок мозга, в нём наблюдается усиленный кровоток и повышенная электрическая активность, которые можно наблюдать при помощи томографии.
Также стоит отметить, что в настоящее время существуют и другие виды исследования мозга, например, при помощи воздействия на мозг определёнными химическими препаратами.
Давно известно, что многие вещества, так называемые психотропные вещества, оказывают на мозг определённое воздействие, изменяя сознание человека.
Механизмы воздействия таких веществ связаны с механизмами работы нейронов головного мозга. Дело в том, нейроны «общаются» друг с другом не просто при помощи слабых электрических импульсов, а при помощи определённых посредников, так называемых нейромедиаторов.
Наиболее широко известными из них являются адреналин, дофамин и серотонин. Нейромедиаторы – это общее название большого количества разнообразных биохимически активных веществ, биохимический состав которых зависит от того, с каким видом нейронов они работают.
Таким образом, зная химический состав нейромедиатора, соответствующий определённому виду нейронов, которые в свою очередь находятся в определённом участке мозга, можно воздействовать на этот участок мозга, усиливая или ослабляя активность нейромедиатора определёнными химическими веществами.
В нейропсихологии существует своя классификация различных форм
психологических и психоневрологических нарушений, связанных с поражением тех или иных участков мозга, насчитывающая тысячи, а то и десятки тысяч таких нарушений,
каждое из которых имеет своё обозначение и описание.
Причём их количество с каждым годом только растёт. Многие из таких нарушений довольно необычны и встречаются достаточно редко. Между тем они существуют у людей и не знающему человеку могут казаться чем-то сверхъестественным.
На чём, кстати, многие шарлатаны и спекулируют. Например, есть люди, с повреждением некоторого участка мозга, отвечающего за восприятие ощущения управления собственным телом. Такие люди, хотя и управляют адекватно своим телом, им кажется, что это делает за них кто-то другой.
Отсюда возникают различного рода спекуляции, вроде того, что демон вселился в их тело и управляет ими. Хотя стоит ли удивляться подобным отклонениям, ведь всем нам хорошо известны случаи галлюцинаций у пожилых и старых людей, страдающих старческим слабоумием, вызванным поражением тех или иных участков мозга.
Эти люди ведут себя также необычно: то им видится что-то, то слышится, то ещё каким-либо способом мерещится.
Итак, возвращаясь к обсуждению участков мозга, ответственных за выполнение тех или иных функций в организме, стоит отметить, что каждый участок мозга ответственен за выполнение не какой-то одной функции, а, как правило, участвует в выполнении нескольких функций.
Например, один и тот же участок мозга может отвечать и за разгибание какого-то одного пальца и за восприятие определённой частоты звука и за выполнение ещё какой-нибудь функции.
Более того, если поражается тот или иной участок мозга ответственный за выполнение какой-то функции, разумеется, не жизненно важной функции, например такой, как сердцебиение, дыхание и т.п., то другие участки мозга через некоторое время могут компенсировать эту функцию. К таким выводам учёные пришли после так называемого открытия нейропластичности мозга. Но это уже совсем другая история.
С уважением, Долгоновский Александр!