Сотрудникам ГИБДД проще поставить автоматические камеры на аварийный участок, самим встать в двухстах метрах и заниматься своими делами – проверкой документов, а вечером в пятницу допустим проверять нет ли пьяных за рулем. А камера при этом, направленна в другую сторону дороги и работает сама по себе. Сотрудникам не надо оформлять документы.
«СП»: Производители этих автоматических камер - тоже ратуют за безопасность дорожного движения, говорят, что чем раньше установить камеру, тем лучше. Не хотят ждать целый год, дожидаясь дорожной статистики.
- В последние несколько лет происходит унификация, реформирование системы в рамках всей России. В разных регионах было по-разному. Возникло честно-государственное партнерство, когда камеры устанавливаются на средства бизнеса. Это получалось некое «вложение инвестиций». Бизнесу становится выгодно собирать деньги. Я не думаю, что здесь применимо понятие «безопасности дорожного движения», ведь чем больше штрафов, тем больше они заработают.
К счастью от этой системы во многих местах уходят. Поэтому и возник вопрос об унификации, которая включит своевременное попаданию штрафов в базы, своевременно обновляемое и широко используемое программное обеспечение.
Если мы говорим про крупный город, то хорошо, когда с помощью программного обеспечения одна хорошая камера позволяет отслеживать все нарушения. Не надо ставить на перекресток двадцать камер, настроенных на одно какое-то нарушение. Ведь на некоторых перекрестках чертят специальные сетки, «вафельницы», а где-то - то же самое фиксируется в момент пересечения. Алгоритм работы камер может быть разный, а нарушение – одно и то же.
«СП»: Мне однажды пришла на телефон какая-то странная платежка. Оказалось, что я однажды проехал по какой-то незнакомой дороге и вскоре пришла квитанция об оплате. Никакого знака не заметил, шлагбаума не было, а видео фиксация произошла.
- Такая система только начинает внедрятся. Шлагбаума нет, проезжаешь спокойно, но у тебя должен быть транспондер – специальное электронное устройство для оплаты проезда, Т-пасс. Сумма может списаться автоматически. Какое-то время есть на оплату. Если этого не сделал, может прийти большой штраф.
Недавно в Общественной палате РФ у нас было обсуждение в рамках Комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК ГИБДД. Там приводились разные примеры нарушений.
Порой камеру ставят впритык со знаком снижения скорости. Она при этом фиксирует машины… еще до знака - это и есть «установочное нарушение». Сейчас достаточно много камер, фиксирующих движение во время дорожных работ, когда полагается замедление трафика по ГОСТу - до 50 км ч если две полосы. Эти камеры ставят сильно заранее и убирают значительно позже – ремонт дороги закончился, а камеры остаются. С этим разбираемся уже не первый год - это достаточно популярное нарушение.
Есть случаи, когда видео фиксацией пользуются «бизнесмены». На заднее стекло машины устанавливают камера и автомобиль - ведет себя так, чтобы спровоцировать едущих следом на нарушение, пересекают разметку, а люди видеофиксатором зарабатывают. Так что явно пришла пора внедрять унификации камер на дорогах…
В законе «Об автодорогах и дорожной деятельности» должна появится новая глава с подробным описанием требований к дорожным камерам, их размещению и применению. Пока все это описано в ГОСТе 2016 года и методических рекомендациях Минтранса 2018 года, но они - носят рекомендательный характер. А обязательным это станет к 1 марта 2023 года.
Установка передвижные камеры тоже будет ограничена — до окончания дорожных работ или ликвидации очага аварийности. Конечно другие законодательные инициативы возможны и выносить их на общественное обсуждение - не перестанут. Ведь дело это денежное. На закупку приборов регионам предполагалось выделить почти 29 млрд руб. до 2030 года, Но Запад ввел санкции. Развертывание новых систем может замедлиться, а сами камеры подорожать.