Запад внимательно следит за Россией и видит многое. Так, маневренная оборона войск России предполагает втягивание сил противника в глубину обороны, где таковые подлежат разгрому или уничтожению с помощью последовательных захватов, засад, контратак с флангов. Оборонительная тактика сухопутных войск России рассматривают артиллерию как основное средство поражения и уничтожения наступающих сил противника. Артиллерийские части (подразделения) выдвигаются вперёд для получения максимального преимущества в дальности при сохранении защищённости и маневренности. Оборонительная тактика России включает также действия подразделений характерные для достижения устойчивости и активности маневренной обороны:
1. Маневр частей по ширине и глубине защитной и основной оборонительных зон.
2. Маневр сосредоточенным огнём по высокоэффективным и важным целям.
3. Широко рассредоточенные боевые порядки по фронту и в глубину для нанесения ударов по силам противника.
4. Несмежный (нелинейный) фронт.
5. Обман для достижения внезапности и организации противотанковых засад.
6. Нешаблонные или неравномерные образования по фронту и в глубину.
7. Агрессивный, интенсивный, свирепый бой, сокрушающий атакующие силы противника.
8. Использование смены ситуации и переход к решительным контратакам.
Организующие маневренную оборону сухопутные силы РФ применяют:
- комплексный огонь,
- беспилотные летательные аппараты,
- средства радиоэлектронной борьбы,
- комплексную противовоздушную оборону.
Всё это обязательные элементы обороняющихся маневренных сил. Части сухопутных войск и подразделения обозначают определённые возможности. В основном, часть способна к самостоятельным действиям, а подразделениям требуется поддержка для выполнения поставленных задач. Маневренные части и подразделения служат для того, чтобы втянуть противника в «котлы», не вступая в решающий бой.
Маневренная оборона использует предопределённые последовательные боевые действия с закрытыми, электронными, прямыми воздействиями для поражения и уничтожения противника. Методы, используемые сухопутными войсками России, включают серию последовательных отступлений под руководством командира бригады или батальона. Батальонная тактическая группа (БТГ) и бригада используют комбинацию маневренных и позиционных оборонительных действий для создания последовательной и взаимосвязанной серии боёв по всей глубине обороны.
Батальонная тактическая группа непрерывный контакт
Батальонная тактическая группа поддерживает непрерывный контакт, втягивая маневренные силы противника в глубину зоны обороны. Для поддержания связи БТГ использует средства маневренной разведки, беспилотные комплексы, как наземные, так и воздушные, комплексы радиоэлектронной борьбы, а также силы и средства поддержки из вышестоящих эшелонов. Такие элементы, как силы специальных операций Министерства обороны (КССО) или спецназ ГРУ призваны вести прямые действия или разведку в глубине территории, захваченной противником. Наблюдения всех частей и подразделений распределяются через автоматизированные комплексы «С2».
По мере проникновения маневренных частей противника в область, которую противник воспринимает как основную полосу обороны, боевое и тыловое обеспечение противника должны перемещаться и следовать на предполагаемых расстояниях. Тем самым обеспечивается своевременная тыловая помощь, сохраняется состояние реакции на фронтовые тактические непредвиденные обстоятельства. В назначенных местах и в указанное время батальонная тактическая группа использует огневые засады, чтобы нанести поражение или уничтожить критическую боевую мощь противника, «С2» и силы поддержки. В плане командира обозначены засады и/или огневые мешки с интегрированной поддержкой огнём прямой наводкой, минными полями и препятствиями для замедления сил противника.
Эти повторяющиеся действия приводят к кульминации нападения противника до достижения тактических целей последнего и создают условия для уничтожения противника или поражения. Ключевые тактические маневренные оборонительные действия заключаются в том, чтобы нанести вред эффективности противника, лишить ситуативного понимания переменных окружающей среды и предотвратить эффективную поддержку атакующих сил.
Действия в рамках маневренной обороны позволяют силам сухопутных войск отходить беспрепятственно или под давлением, в соответствии с планом командира бригады. Не исключается командирский приказ относительно создания опорных пунктов или зоны постоянной позиционной обороны. Делается это с той целью, чтобы направить противника в заранее назначенные огневые засады. По мере расширения направления атаки сил противника, углубление зоны маневренной обороны, маневренные и обеспечивающие комплексы деградируют, становятся менее сплочёнными и более восприимчивыми к контратаке батальонной тактической группы.
Батальонная тактическая группа фактор контратаки
Контратака БТГ, в первую очередь, допускает ведение комплексного огня и включает оборонительный огонь в комбинации с наземным и воздушным маневром для разгрома или уничтожения противника. Командир батальонной тактической группы сосредотачивается на моментах:
- чёткое ситуационное понимание организации противника,
- местные и погодные условия,
- собственные функциональные возможности и ограничения,
- возможные наступательные действия противника.
Тем самым определяется, как и когда батальонная тактическая группа готова приступить к выполнению функций маневренной обороны.
Ожидается, что БТГ использует новаторские действия и инициативу для выполнения плана командира. Здесь командиру предоставляется разумная свобода в действиях, используемых для выполнения задачи. Подразделения сухопутных войск, состоящие из солдат срочной службы, продолжают полагаться на отработанные боевые учения при выполнении задач. Однако батальонная тактическая группа призвана использовать боевые учения для выполнения тактических действий, а также объединять вспомогательные силы и средства. Тем самым достигается осведомлённость и нанесение быстрых ударов в критический и расчётный момент времени, когда силы противника раскрывают ключевую боевую мощь.
Разведывательные структуры НАТО признают: новые технологии, а также развивающаяся интеграция возможностей, обеспечивают командиру БТГ значительные преимущества на тактическом уровне. Возможности на стратегическом и оперативном уровнях информируют и помогают тактическому командиру в создании условий для успешных задач на тактическом уровне. В эшелонах выше бригады в сухопутных войсках применяются комплексы для нарушения или даже поражения информационно-обстановочной осведомлённости противника.
Примеры включают встраивание кибер-вирусов в инфраструктуру ключевого противника для запуска в выбранный критический момент в начальный период войны. Средства РЭБ проникают в рабочие параметры техники противника для радиоэлектронной атаки в выбранное время и в выбранных условиях. Частоты и данные глобальной системы позиционирования (GPS) могут быть зашифрованы или искажены с целью предоставления ложной информации во время цикла принятия решения противником.
Боевые задачи посредством беспилотных летательных аппаратов
Беспилотные летательные аппараты (БПЛА), от малых до более крупных беспилотных комплексов призваны выполнять боевые задачи. Некоторые из таковых используются методом роя, другие как отдельные индивидуальные или небольшие групповые миссии. Все призваны выполнять задачи по вводу в заблуждение и оперативной синхронизации для достижения намерения командира. Какими бы ни были комплексы и звенья управления войсками, логическими высокоэффективными и высокоценными целями противника остаются комплексы:
- «С2»,
- связи,
- разведки и наблюдения,
- радиоэлектронные навигационные.
Учитывая возможность повреждения комплексов радиотехнической разведки противником, составной частью сбора разведывательной информации остаётся агентурная разведка. Наблюдение и отчеты разведчиков, снайперских групп, коллег-командиров, агентов или сочувствующих гражданских или официальных лиц в интересующей области объединяются для обеспечения текущей ситуационной осведомлённости.
Командование и контроль БТГ видением спецслужб Запада
Командиром БТГ создаётся передовой командный пункт, где работает относительно небольшая группа избранных сотрудников. Расположение командного пункта обеспечивает получение информации в реальном времени, разведданных и эффективную связь. Этим облегчается ситуационная осведомлённость и визуальное понимание тактической обстановки для командных решений.
Командир БТГ также может занимать небольшой командно-наблюдательный пункт, чтобы лично наблюдать за критическими действиями обороны, а также наводить огонь и маневр с целью выполнения задач маневренной обороны. В составе штата КП обычно присутствуют:
- командир БТГ,
- старший командир огневой поддержки,
- элемент связи,
- группа охраны.
Автоматизированная система боевого управления повышает эффективность процесса принятия решений командиром, а также оперативность подбора и выполнения огневых и дополняющих комплексов.
Главный КП содержит большую часть персонала БТГ, тогда как начальник штаба батальона руководит общим персоналом и поддерживает миссию. В рамках операций информационного противоборства (информационная война) вышестоящего штаба в зоне БТГ допускается создание КП ввода противника в заблуждение. Здесь средства предоставляются вышестоящим штабом для предоставления реалистичной сигнатуры с целью введения в заблуждение противника.
Материально-техническая поддержка и фактор разведки
Батальонная тактическая группа получает материально-техническую поддержку от батальона материально-технической поддержки (МТО). Таковые имеют место в составе всех маневренных бригад сухопутных войск России. Командир МТО устанавливает и контролирует ресурсы и обеспечение БТГ на основании плана командира. Командный пункт МТО осуществляет передовую доставку для поддержки БТГ для всех классов:
- снабжения,
- транспортировки,
- технического обслуживания,
- медицинских и других услуг.
Также сюда следует включать любые логистические активы аффилированных подразделений, поддерживающих российские БТГ. Взводы МТО, входящие в состав маневренных батальонов, обеспечивают поддержку, а также являются подразделениями рот МТО, подчинёнными батальону МТО. Батальон МТО устанавливает передовой и главный КП. Передовой КП располагается между первым и вторым эшелонами бригад с главным КП в тылу или вне основного направления наступления противника.
Рекогносцировка и разведывательные действия сухопутных войск сохраняют простую концепцию и эффективное описание для поддержки принятия решений и применения имеющихся сил и средств командиром. Ситуационная осведомлённость и понимание являются продуктами функциональной системы рекогносцировки, разведки, наблюдения и обнаружения целей, охватываемой термином «Разведка». Разведка, как единый ярлык, используется русскими для описания всех действий, необходимых для достижения лучшего понимания врага. Созданная в конце советского периода, русская «Разведка» сегодня продолжает расширяться и совершенствоваться как ключевой элемент российской организации «Новый взгляд на противника».
Эти возможности являются неотъемлемой частью эффективного комплексного огня и комплексов ПВО как целостной системы систем. Разведка сочетается с функциями безопасности для поддержки информационной сферы и разведывательных требований. Действия разведки и безопасности являются явными задачами для всех эшелонов подразделения, чтобы получить, поддерживать и улучшать ситуационную осведомлённость и понимание текущих (вероятных и будущих) операций. Подобные повторяющиеся ожидания - это задачи региональной безопасности и местной безопасности.
Типичные задачи тактической разведки ориентируются на силы противника, чтобы определить основные направления маневра или атаки. Безопасность учитывает риски тактических условий и знание привычного поведения противника, а также соответствующие действия силовой защиты для формирования основной защиты от неожиданных атак.
Батальонная тактическая группа использует «Разведку» с организованными задачами и связанными сенсорными возможностями для предоставления своевременной разведывательной информации и выявления определенных возможностей противника. В частности, для действий:
- наблюдения,
- нацеливания,
- нанесения ударов в выгодное время и в выгодном месте.
Используя выделенные комбинации «пеших», «конных», пилотируемых и беспилотных самолётов, беспилотных наземных платформ и других технических датчиков, сухопутные войска работают для достижения информационного превосходства. Конфигурация возможностей и время использования учитывают как минимум три ключевых аспекта сбора информации - подсказки, микширование, избыточность. Средства противодействия противнику могут включать огонь прямой и непрямой наводкой, а также радиоэлектронную борьбу и ввод в заблуждение. Распределение «Разведки» по всей зоне обороны БТГ ориентировано на задачи и использует мобильные, стационарные средства или комбинации таковых.