Найти тему
Андрей Сталк

Лев

"Лев, 2016, Австралия
"Лев, 2016, Австралия

Тасманийский лев

Программа «Жди меня» — масштабный телевизионный проект, уникальными художественными средствами создающий у зрителей высокое чувство сопричастности к судьбам других людей и истории страны.

Аннотация от Первого канала.

Как случилось так, что Китай платит России за нефть американскими долларами? Как случилось так, что айфонами с гордостью пользуются и эскимосы, и папуасы? Никто не упрекнет человека, если он не знает испанского, иврита или хинди, но без умения говорить по-английски теперь трудно сделать карьеру в любой международной организации. Гугл знает всё. К чему эти подводки, только зашоренный человек не признает тоталитарное господство англо-саксонской культуры в современном мире. И глупо отрицать, что такое статус-кво сложилось как сложилось. Не будем углублять в катакомбы политики и интриги Евровидения, остановимся на мощнейшем инструменте формирования мировоззрения – художественном кино.

Именно отсюда большинство наших убеждений – от «деды воевали» до «увидеть Париж и умереть». Англо-саксонское кино первое в мире с большим отрывом. Разумеется, не все оно направлено на идеологические манипуляции. Надо и капусту рубить, оживляя на экране супергеройские картинки, и экспериментировать по линии искусства, балуясь арт-хаусом и авторскими малобюджетками. Но и регулярно мозги промывать нужно обязательно, ибо и китайцев числом за миллиард, и мусульманские скрепы крепки, и русские трясущейся рукой дубину сжимают – не расслабишься. Можно работать по одноклеточным мишеням, создавая Фонды Кино, но куда дальновидней насслаивать слайд на слайд нужными оттенками серого.

Для этого существуют фестивали и киношные премии, рассказывающие всему свету, какое именно кино лучшее. 95% лауреатов всяких Оскаров и Глобусов – это паззлы мозаики нужного мира. Например, картина «Лев» ноунейма Гарта Дэвиса – манипулятивна до последних кадров, где, не стесняясь, публикуют ссылку на сайт фонда, который делает добрые дела за дольку малую. 10 номинаций на Оскар и Глобус, немножко премий пожиже, вроде Грэмми и «Золотой лягушки». Не «Лунный свет», правда, со страданиями негра-пупораса с родичами-наркоманами, но тоже достойное кино. Художественной ценности во «Льве» ровно столько, сколько в любом сюжете передачи «Жди меня». Судьба-злодейка разлучила ребенка с матерью, но добрые самаритяне через двадцать лет помогут им встретиться. Критикуют только черствые бездушные клавишедавители.

А причем здесь Лоза, тьфу, то есть, великие англо-саксонские ценности. Посмотрим без эмоций. Есть хорошая, но бедная разумом страна Индия, немножко повернувшая в сторону от Великой идеи Фунта и Доллара. Там, что ни делают люди, не идут дела, видно в Monday их мама родила. Дети живут в бедности, иногда теряются (по титрам, со скоростью 80 000 особей в год). Но им помогут люди из обеспеченного Первого мира, которым некуда деть доброту и финансы, и они даже специально сами не рожают, чтобы не расплескать будущую любовь к голодным потеряшкам. Им трудно, могут попасться физически или психически неполноценные, но только мимолетная тучка наползет на личико кидмановской красоты, и снова надо спасать представителей неразумного мира. Чтобы потом показать биологической матери сына, который уже навек будет болеть за Австралию на соревнованиях по крикету.

Еще один слой заботливо уложен, сцепившись с соседним «Миллионером из трущоб». Зачем зрителю знать о культурных и исторических особенностях Индии или Австралии. Стереотип «в странах третьего мира – хреново, на англо-саксонской светлой стороне – пастораль» углублен. Основано на реальных событиях. А, кстати, не задумывались, почему рождение собственных детей в странах с кисельными берегами и молочными реками – проблема, а усыновление совершенно иных расово и географически детей – тренд? Все просто. Тамошняя женщина не готова выйти из зоны комфорта. До тридцати-сорока она живет для себя, рост какой-никакой, хобби, брачные договора. Потом и рожать не захочется. Физиологически тяжело, из жизненного ритма выпадаешь года на три, ни тебе карьеры, ни привычного уклада. А так купил игрушку в магазине, и развивай материнский инстинкт. В глазах окружающих – молодец, в налоговой – скидка, да и собственная значимость растет эверестом. А не сошлись звезды, можно бракованный товар сдать по гарантии, в приюты там или другие социальные заведения. Не своего же родного. И взять другого, глядишь – и полюбит. Но такую проблему поднимать фильму-кандидату на Оскар не дадут. И широкий прокат не обеспечат.

А тысячи и тысячи зрителей программы «Жди меня» трогательно промакивают уголки глаз белоснежным платочком. И души, сострадая и радуясь, наполняют человеческую сущность смыслом.