(призыв: май 76-78, Курганская область, Удмуртия; май 77-79, Кировская область, Оренбургская область, Башкирия.)
Как молодой боец становился ротным поваром
Мы сидели на бревне и ждали дальнейшей команды. Из вагона-столовой спустился рыжеватый повар, подошел к прапорщику и что то тихо сказал ему. Они немного поговорили между собой. Прозвучала команда прапорщика:
- «Бойцы, строиться!»
Построились, ждём дальнейших указаний.
- «Слушаем меня внимательно, бойцы.» - начал прапорщик свою речь.
- «Желающие, добровольцы, работать поваром вот на этой кухне, один год? Всего лишь один год, выйти из строя.»
Строй из 20 человек молчал, никто ничего не понял. Вот так взять, и от мамкиной кастрюли со щами и кашей, и в полымя - поваром. Все молчали.
- «Ещё раз повторяю, желающие работать поваром – шаг вперёд?» - повторил прапорщик.
Бойцы переминались в нерешительности. И вдруг из строя раздалось.
- « Я.» - сказал один из бойцов.
Это был Сулейманов из Оренбурга. И он сделал шаг вперёд.
- «Фамилия?» - спросил прапорщик у бойца.
- «Сулейманов.»
- «Поваром, работал? Щи и кашу варил?» - спросил прапорщик.
- «Никак нет, мамка и бабушка варили – я только ел.» - ответил Сулейманов.
- «Забирай его.» - сказал прапорщик рыжеватому парню.
Рыжеватый парень осмотрел Сулейманова с ног до головы, повернулся и сказал:
- «Пошли.» - и увёл его с собой в столовую.
Ну а мы продолжали сидеть на бревне и ждать.
Утром, в 6-30, нужно было кормить роту, 40 человек, завтраком и отправлять на работу, на делянку.
Рыжеватый парень показал Сулейманову его рабочее место: печку, котёл, поварёшку, соль, крупу. Сварили ужин на вечер для роты, накормили роту.
- «Ну вот, Сулейманов, твоё рабочее место, завтра утром будешь кормить роту завтраком. А я ухожу в бригаду, на делянку, работать, деньги надо зарабатывать, а то уедешь домой должником.» - сказал рыжеватый парень.
Повар в роте сидел на тарифе, и тех тарифных денег, которые он получал, не хватало, чтобы перекрыть все те расходы на обмундирование, питание и прочие. Повар, хлеборез, банщик, сапожник … - это все тарифщики. И чтобы на дембель не уехать с армии должниками, им приходилось на второй год переходить в бригаду, на сделку. Были и такие, которые уезжали на дембель домой должниками, которым вдогонку, по месту их жительства, посылали квитанцию о количестве долга. И этот долг с них взимали по месту их новой гражданской работы и перечисляли в бухгалтерию отряда.
Утром рота встала, пришла в столовую на завтрак, а там вместо каши клейстер недоваренный.
Один дембель подошел к раздаточному окну с чашкой клейстера, и эту чашку клейстера надел Сулейманову на голову.
- «Это что за варево? Кто тебя учил так варить, покажи? А пока учись варить, сынок. У тебя есть время – до обеда. Обед чтобы был нормальным, приедем обедать, попробуем ещё раз твоего варева. Будет такое же – будешь есть этот котёл один, неделю, пака не съешь.» - сказал он.
Рота попила чай с хлебом, села в машину, и поехала на работу, на делянку.
Так молодой боец Сулейманов стал ротным поваром и в дальнейшем варил вкусные обеды, вставая в 3-00 ночи и ложась спать в 23-00 вечером.
Рабочий полевой стан
Вечером приехали дембеля с делянки, поужинали, познакомились. Легли спать. Утром, в 6-00, подъём на работу. Умылись, позавтракали, сели в машину и поехали на работу, на рабочий полевой стан.
Рабочий полевой стан находился в трёх километрах от спального полевого стана по квартальной дороге. Подъехали, остановились, вышли из машины.
Рабочий полевой стан делался там, где выделялась лесничеством квартальная делянка для разработки и вывозки леса.
Что представляет из себя рабочий полевой стан.
Квартальная дорога. С одной стороны квартальной дороги, в линию – вдоль дороги, стоят три жилых вагончика и дизель-генератор. С другой стороны дороги, напротив жилых вагончиков, там где ведётся лесозаготовка, площадка с ёмкостями для хранения ГСМ, катушки с тросами, площадка для стоянки тракторов.
Первый – это командирский вагончик. Он предназначен для дежурного офицера по роте и водителя автомобиля. Ротные офицеры дежурят в лесу по очереди, по недели: командир роты – старший лейтенант; замполит роты – лейтенант; командир взвода – прапорщик. Старшина роты, прапорщик, в лес на дежурство не ездит – он находится постоянно в отряде, каждый день приходит на работу в роту.
Второй - это вагон на деревянных полозьях, сколоченный из досок. Это вагон по ремонту бензопил и заточки цепей. Это рабочее место ремонтника пил.
Чего там только нет в этом вагончике, всякого барахла хватает. Там работает кудесник, любимец богов, Михаил Ситников. Любую поломку на бензопиле исправит и цепь заточит, и ещё можно просто посидеть в тепле и поболтать, анекдоты потравить, похохотать. Весельчак (борода).
Также он следит за дизель-генератором, за ёмкостями с ГСМ, за всем хозяйством полевого стана – всё это в его ведомстве.
Дизель-генератор заводится в том случае, когда нужно заточить цепи и топоры.
Третий - это вагон на деревянных полозьях, сколоченный так же из досок. Это вагон «чокера» (мы его звали «чекерь»). «Чокер» плетёт чокера для тракторных лебёдок. Сам весь в мазуте с троса. В один конец чокера вплетается крюк, на другом конце чокера делается скользящая петля на центральный собирающий трос тракторной лебёдки.
А ещё «чокер» занимается насадкой топорищ на топоры. У него в вагоне заготовлены сухие плахи из сувелевого комля берёзы. Сувелевый комель должен быть из витой, чистой, белой, сухой древесины берёзы. Правильно насаженный топор на топорище будет служить два года твоей службы. Стоит наждак для заточки топоров. Здесь же и затачивают топоры.
Тоже можно посидеть, поболтать, попить чайку.
Напротив вагончиков, на противоположной стороне квартальной дороги, где ведётся лесоразработка, стоят ёмкости: ёмкость на 10 тонн для дизельного топлива; ёмкость на 3 тонны для моторного масла; ёмкость на 3 тонны для бензина; ёмкость для отработки; бочка с пластической смазкой (солидол). Катушка с тросом, диаметр троса 20 мм, для тракторных лебёдок; катушка с тросом, диаметр троса 10 мм, для чокеров.
На площадке, перед ёмкостями, стоит импровизированная кран-балка изготовленная из сосновых брёвен с ручной лебёдкой.
Площадка для стоянки тракторов на ночь.
На этой площадке производится заправка тракторов дизельным топливом, моторным маслом. Производятся: мелкий, средний ремонты, ТО тракторов.
Команда была:
- «Строиться.»
Построились.
Вновь прибывших распределили по бригадам (отделениям), заправили тракторы, взяли бензопилы, канистры с бензином, топоры, каждая бригада села на свой трактор и поехали на делянку, на работу.
На полевом стане остались: дежурный офицер роты, санинструктор роты, ремонтник бензопил, чокер, водитель автомобиля.
Тракторист за рычагами (фрикционами) трактора; рядом, справа, чокеровщик – помощник тракториста. Остальные, четыре человека, наверх на погрузочный щит, рядом с лебёдкой (можно на кабину трактора, свесив ноги вперёд на лобовое стекло).
Сама делянка огромная 2х2 км. Там, где непосредственно производится валка и трелёвка леса - от рабочего стана километр – полтора.
Бригада (отделение)
Бригада состоит из шести человек на один трактор и одну бензопилу: тракторист и помощник тракториста (чокеровщик), вальщик и помвальщик, два сучкоруба.
Дневной план на одну бригаду – 25 м3 сваленного, вытащенного с делянки леса и уложенного в штабеля. Это независимо от времени года (зима, лето) и климатических условий (дождь, снег), по сетке лесничества Верхотурского района, высоты деревьев и их спелости.
Нужно стволы свалить, обрубить, вытащить трактором 12 – 15 стволов за одну ходку к штабелям, у штабелей выровнять комли, заштабелевать. Таких ходок трактор делает 2 – 4 за день. Это зачёт.
Один или два раза в неделю, с леспромхоза, приезжает нормировщица и нормирует уложенные в штабеля стволы.
У каждой бригады свой штабель. И к концу недели у командира батальона лежит на столе отчёт: сколько кубометров леса вывезла и заштабелевала конкретная бригада (конкретный трактор). И в субботу, на отрядном разводе, все эти цифры прозвучат.
Тракторист и помощник тракториста (чокеровщик)
Алтайский трелёвочный трактор – ТТ-4.
Помощником тракториста назначается, тракторист по профессии, из вновь прибывших бойцов.
В течении года он работает чокеровщиком, овладевает навыками тракториста.
Его задача:
Когда трактор задним ходом заезжает на волок и встаёт, опустив щит, чокеровщик должен взять центральный собирающий трос лебёдки (а он 25 – 30 метров) и тянуть его, распуская, по волоку, на котором лежат вершины стволов.
Растянув трос и уложив его, он начинает растягивать по нему скользящие чокерные тросы, их на лебёдке 12 – 15 чокеров. Каждым чокером он цепляет отдельный ствол за его вершину. Когда все чокеры зацеплены, он даёт команду трактористу. Тракторист включает подачу лебёдки, и центральный собирающий трос начинает наматываться на лебёдку.
Чокерные тросы скользят по нему, собирая стволы. Подтащив 15 стволов вершинами к щиту, тракторист опрокидывает щит на раму трактора. Чокеровщик садится в трактор, и трактор потащил пачку к штабелям.
Так как стволы разной длины, то комли пачки у штабелей нужно выровнять.
Для этого, при подъезде к штабелю, пачку отцепляют на 5 – 6 метров от торцов штабеля, трактор разворачивается, заходит в торец пачки задом, опускает щит, и толкает пачку за комли к торцам штабеля. Торцы штабеля и пачки комлями выравниваются. Трактор заезжает сбоку штабеля задом, и щитом толкает пачку наверх штабеля.
Всем этим процессом руководит чокеровщик.
Вальщик и помвальщика
Вальщик работает с пилой «Држба-4». Вес – 12.5 кг.; объём бака – 1.5 л.; длина шины – 45 см.; обороты – 5000 об/мин. (В 18 лет, весь день, потаскай на себе 12.5 кг. Так изо дня в день, все два года – 730 дней, исключая выходные. Каждый день остаёшься с пилой и лесом один на один, нет никого рядом – ни прапорщиков, ни командиров, ни сослуживцев (помвальщик молчит, у него свои мысли…) и некому тебе подсказать и помочь, только сосны раскачиваются вершинами и шумят: «Давай делай план и гони, гони …». Вдалеке работает трактор и два сучкоруба – у каждого свои проблемы и план.)
Помвальщика назначали из вновь прибывших бойцов тех, кто до армии работал с бензопилами и знал, как валить деревья.
Задача помвальщика:
Заправлять бензопилу топливом; готовить ствол к запилу: обработать вокруг ствола кустарник, обрубить ветки на стволе на высоте 1.8 метра, взять вилку длиной 3 метра, поставить вилку на бедро ноги, сделав упор ногами в землю, и упереться одной рукой в вилку. Когда запиленный ствол дрогнет, подтолкнуть его на южную сторону, чтобы он лёг вершиной на волок.
Рабочее положение шины бензопилы – горизонтальное. Если в горизонтальном положении шины бензопилы начинать очищать кустарник вокруг ствола бензопилой, и резать нижние ветки на стволе, цепь слетает, время теряется. Это делает помвальщик, топором.
Сваленное дерево обрубают два сучкоруба топорами, потому что разворачивать шину в вертикальное положение и спиливать сучки, а потом опять разворачивать шину, теряется время.
Если спиливать сучки на поваленном стволе в развёрнутом вертикальном положении шины, приходится делать и верхний, и нижний, и боковой левый, и боковой правый запилы. Цепь слетает. Время теряется.
Помвальщик носит с собой топор и вилку. Вилка – это тонкая сосновая сухара, длиной 3 - 4 метра, на тонком конце которой насажена металлическая раздвоенная вилка.
Делянка (кварталка)
Территория лесного массива разбита на кварталы. Квартал – это квадрат с севера на юг - 2 километра, и с востока на запад - 2 километра. Кварталы застолблены, завизированы.
В роте пять бригад. Четыре бригады работают на делянке - на валке и трелёвке леса. И одна бригада на пробивке квартальных просек, пробивке по восточной стороне квартала квартальной дороги, и отсыпке полотна этой квартальной дороги.
Делянку (кварталку) для разработки леса выделяет Верхотурское лесничество по высоте ствола и спелости леса.
Так как квартальная дорога идёт по восточной стороне квартала, разработку начинают на южной стороне квартала. Идёт сплошная вырубка с востока на запад полосой 200 – 300 метров. Сваленные деревья укладываются в штабеля вдоль южной стороны кварталки на поперечные стволы, в глубину 2 километра - штабелюют.
Когда пробили полосу шириной в 300 метров и длиной в 2 километра, заштабелевали, убрали ветки, бьются волоки с юга на север, через 25 – 30 метров. Между волоками - привалы. С привалов, с правого и с левого, ёлочкой, вершинами на волок, будут валиться стволы. Их и будет вытрелёвывать трактор, запячиваясь задним ходом по волоку.
Когда кварталка полностью убрана, остаётся подлесок на привалах. Приезжает лесничество, принимает делянку: чтобы не было высоких пней, подлесок не толще 60 мм., сучья сожжены, делянка чистая, готовая к посадке.
Верхотурское лесничество строго следило за работой 2-й роты ВСО. Так как квартальная разработка роты большая по площади, лесники приезжали, и без нас и командования роты, производили проверку вырубки леса: замеряли высоту пней, замеряли диаметры оставленного подлеска на привалах.
Вырубка кедра строго-настрого была запрещена. Если и попадались отдельные стволы, или целые кедровые рощи на делянке, их нужно было оставлять и обходить.
Это было осенью 1977 года. На квартальной разработке была оставлена небольшая кедровая роща. Мы оставили её и пошли валить сосну дальше.
В это время начался сбор кедровых шишек.
Утром на построении, перед работой, командир роты:
- «Бойцы, лесничество составило акт на сваленные два ствола кедра на нашей делянке. Зачем надо было валить кедр? Вы прекрасно знаете, это делать нельзя. Кто это сделал, чья бригада?»
Молчание, а затем один из бойцов (Ситников Михаил):
- «А зачем это нам нужно, валить кедр? Без этого проблем хватает.»
Командир роты:
- «За каждый сваленный кедр 300 рублей штрафа. Итого: 600 рублей штраф на роту. Вся рота будет выплачивать штраф лесничеству с зарплаты. А сейчас по машинам и на работу. И впредь кедры не валить.»
Так 2-я рота заплатила лесничеству 600 рублей за два сваленных кедра, хотя этого и не делала. А это были большие деньги.
Сборщики кедровых шишек подъехали на мотоцикле с бензопилой, свалили кедр, набрали шишек и уехали.
Спасибо Вам за то, что прочитали эту статью.