Найти тему
музыкальный киоскёр

Забытая пластинка. «Поёт Здислава Сосницка»

Вообще если говорить про польскую музыку, нельзя не отметить её вклад в советскую эстраду. Она повлияла быть может даже больше, чем британская, американская или какая либо ещё. Это довольно легко объяснить - западную музыку зачастую запрещали, а музыку из соцстран слушать можно было свободно, а ещё с этими артистами можно было легко встретиться на различных песенных конкурсах, да мало того, наши артисты часто дружили с польскими, венгерскими, болгарскими, восточногерманскими, югославскими и так далее певцами и музыкантами. А потом многие наши ВИА и разные исполнители пели песни польских авторов, иногда правда делая для них русские тексты. Очень это было модно тогда.

Zdzisława Sośnicka
Zdzisława Sośnicka

Польская певица Здислава Сосницка (Zdzisława Sośnicka), возможно, не так была известна и популярна в СССР, как её коллеги. И я так полагаю связано это было с тем, что она очень долго искала свой стиль, свою нишу на эстраде, прежде чем стала уверенной в себе исполнительницей, которая сама стала писать песни, но под псевдонимом Barbara Bajer.

Самое удивительное состояло в том, что она никогда не мечтала быть певицей, и даже никогда не занималась музыкой. Обнаружила свои таланты Здислава, когда её уже исполнилось восемнадцать лет. Она отправилась в 1963 году на первый свой конкурс молодых талантов, проходивший в городе Щецине. Тогда Здислава Сосницка вошла в «Золотую десятку» и обнаружилось, что её голос содержит три октавы. Только после этого она поступила и затем окончила Государственную Высшую музыкальную школу в Познани.

Конкурсы и фестивали последовали один за другим, на которых она практически всегда была в числе победителей. Это были Фестиваль студенческой песни в Кракове, 1964; Фестиваль «Джаз над Одером» в Вроцлаве, 1965 (премия); Фестиваль Польской песни в Ополе, 1965 (приз в номинации "Новые голоса"); Международный Фестиваль песни в Сопоте, 1971 (III премия и приз зрительских симпатий); Международный фестиваль «Новая волна» в Каракасе, 1972; Фестиваль «Золотой Орфей» в Болгарии, 1972; Фестиваль Word Popular Song в Токио, 1972 ( II премия).

Её песни и стиль исполнения прошли трансформацию от биг-бита до шансона. Собственно с песней «Dom, Który Mam» спетой в этом жанре она и прославилась.

Канал Retro-Inspiracja

В 1971 году выходит её первая большая пластинка, в которую вошла в том числе и эта песня, а также первая песня собственного сочинения «Inne Łzy».

В 1974 году выходит вторая пластинка, которая как и первая называлась просто - «Zdzisława Sośnicka». Название было таким же, но стиль поменялся. Теперь это был соул и фанк, очень близкий к джазу.

В это время популярность певицы в Польше была невероятной. Здислава Сосницка в то время на арендованных автобусах проехала по всем городам и маленьким посёлкам Польши. Вместе с ней ездил и её муж, который возил с собой набор ключей, так как, по воспоминаниям, в отелях обычно не работали краны, не было горячей или холодной воды, а также не работали батареи отопления.

В 1980 году вышел двойной альбом «Odcienie Samotności» («Оттенки одиночества»), подводящий как бы промежуточные итоги, который демонстрировал весь диапазон творчества певицы. Название не случайно, - тема одиночества всегда сквозила в песнях певицы. А открывала альбом великолепная композиция Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса под названием «Don't Cry for Me Argentina», прозвучавшая в мюзикле, а затем и фильме «Evita». Как известно, в фильме, снятом в 1996 году эту песню исполнила певица Мадонна.

А в 1980 году в исполнении Здиславы Сосницка эта песня прозвучала в польском варианте и называлась «Nie Czekaj Mnie W Argentynie». Польский вариант текста написал Богуслав Олевич (Bogusław Olewicz).

Канал peopel25

Собственно говоря, по мотивам этой двойной пластинки фирма «Мелодия» в том же 1980 году выпустила миньон под названием «Поет Здислава Сосницка», в который вошло только три композиции.

Обложка пластинки фирмы «Мелодия»
Обложка пластинки фирмы «Мелодия»

Первой была вещь под названием «Czy To Warto», которая была кавером на песню «It's A Heartache» из репертуара певицы Бонни Тайлер (Bonnie Tyler). На пластинке значилось название «Стоит ли», что было переводом польского варианта песни.

Канал Retro-Inspiracja

Второй композицией была замечательная «Wołaj, Wołaj Wciąż», которая в нашем варианте стала «Зову тебя, зову». Вообще-то можно сказать, что это сюита, состоящая из четырех частей. Начинается она с увертюры «Uwertura». Далее идет часть под названием «Odcienie Samotności», которая собственно и дала название оригинальному двойному альбому певицы. Только потом идет часть под названием «Wołaj, Wołaj Wciąż» («Зови, зови ещё»), которая в русском варианте имела несколько иной перевод. И заключительная часть «Sygnały». Композиция была записана в сопровождении оркестра и хора телевидения и радио Познани.

Канал nosferatu.kh

Третьей композицией миньона была выбрана «Żegnaj Lato Na Rok», которая значилась в правильном переводе, как «Прощай, лето, на год» (пунктуация обозначена как на пластинке).

Выбор песни не случаен, так как именно с этой композицией Здислава Сосницка стала победительницей конкурса премьерной песни, который проходил в городе Ополе в 1979 году.

Канал TVPolandAntena

После такой грандиозной пластинки у певицы был некоторый перерыв. А уже в 1984 году выходит её новый альбом, в котором зазвучали уже диско-ритмы. Но, это, вероятно, будет темой последующих статей.

Всего же певица выпустила более десяти дисков, продолжала в 80-х выступать на различных конкурсах.

Будем благодарны за ваши лайки, оценки статьи, за комментарии и обсуждения, а также за подписку на канал.

Также вы можете ознакомиться с другими статьями канала: