С.П. Королёв – советский учёный, конструктор ракетно-космических систем, председатель Совета конструкторов СССР (1946 – 1966). Это человек изменивший советский космос до неузнаваемости, в союзной науке он имеет право занимать первое место в ракетных технологиях.
Королёв родился 12 января 1907 года в Житомире, Волынской губернии, Российская Империя. В 1921 году познакомился с лётчиком Одесского гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни. В 1923 стал членом ОАВУК – общества авиации и воздухоплавания Украины и Крыма. В 1924 поступил в Киевский политехнический институт по специальности авиационной техники. Осенью 1926 перевёлся в Московское высшее техническое училище (МВТУ) им. Н.Э. Баумана. Во время учёбы в МВТУ очень увлекался физикой и авиацией, старался как можно больше изучить. Среди своих сокурсников и авиационного сообщества начал получать известность как молодой и способный авиаконструктор, и опытный планерист. В ноябре 1929 года сдал экзамен на планёре «Жар-птица» конструкции М.К. Тихонравова, он получил звание «пилот-паритель». В декабре того же года защитил дипломную работу по проекту самолёта СК-4. На тот момент им были спроектированы и сконструированы авиационные аппараты: «Коктебель», «Красная звезда» и лёгкий самолёт СК-4.
· СК-4 – предназначался для достижения дальних полётов
· СК-3 «Красная звезда» – предназначался для исполнения фигур высшего пилотажа, которые были успешно продемонстрированы лётчиком В.А. Степанчонком.
Дальше Сергей Павлович приглашается Ф.А. Цандером организовать новый клуб – ГИРД. Так, Королёв и Цандер в Москве с помощью Осоавиахима открылся клуб. Именно здесь была запущена первая советская ракета ГИРД-Х и в последствие испытывались ГИРД-9 и ГИРД-10. Это были первые запуски на основе жидкостных двигателей. После этого по совместительству с ГИРД Королёв поступает на должность заместителя в Реактивный научно-исследовательский институт НК ВиМД СССР под руководством И.Т. Клеймёнова. В начале 1934 был освобождён от должности заместителя и в 1935 году стал начальником отдела ракетных летательных аппаратов. В 1936 ему удалось довести до испытания крылатые ракеты: зенитную – «217», на основе порохового ракетного двигателя, и дальнобойную – «212», уже с жидкостным ракетным двигателям. В феврале 1938 года выступал с докладом совместно с Е.С. Щетинковым, в нём Королёв изложил возможности использования ракетоплана в различных целях.
27 июня 1938 года Сергей Павлович был арестован, как и остальные сотрудники Ракетного института, включая И.Т. Клеймёнова. Королёва обвинили по статье 58-й, по двум её пунктам: 58-7 – «Подрыв государственной промышленности …, совершённый в контрреволюционных целях путём соответствующего использования государственных учреждений и предприятий, или противодействие их нормальной деятельности» – и 58-11 – «Всякого рода организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению предусмотренных в настоящей главе преступлений …». Королёва обвиняли в том, что с 1935 года он проводил преступную работу по срыву отработки и сдачи на вооружение РККА новых образцов вооружения. Был приговорён к расстрелу, после наказания свели к 10 годам. На 1940 год наказание при пересмотре уже составляло 8 лет, но 1944 года был досрочно освобождён, от 30 мая 1955 был полностью реабилитирован – 18 апреля 1957.
Досрочное освобождение получил по личному приказу И.В. Сталина. После оккупации Германии с территории были вывезены трофейные ракетные технологии, в частности ракета Фау-2, которая легла в основу разработки баллистической ракеты Р-1, первой в СССР. Разработка Р-5 началась раньше Р-2 и параллельно велась с мобильной ракетой Р-11. Основная характеристика ракет:
· Р-1 – первая баллистическая, 1948
· Р-5 – ракета средней дальности полёта, 1949
· Р-5М – нёс ядерный заряд РДС-4, 1954
· Р-2 – первая оперативно-тактическая, 1949
· Р-11 – одноступенчатая баллистическая ракета с долгохранимыми компонентами топлива, 1950 – 1953
· Р-11ФМ – морская ракета, запускаемая над водой с подлодок, 1959
· Р-7 – межконтинентальная, 1956 – 1957
Все эти ракеты легли в будущую космонавтику СССР, на них отправлялись животные и люди в космос, на них изучался спутник Земли и соседние планеты. 4 октября 1957 года был запущен первый спутник Земли «Спутник-1» с космодрома Байконур, построенный в 1955. 2 января 1959 года была запущена первая межпланетная станция «Луна-1», зафиксировавшая солнечный ветер около Луны. 4 октября того же года – «Луна-3» сделал первые снимки обратной стороны Луны. В 1961 Королёв поразил мировую общественность – он создал первый пилотируемый космический корабль «Восток-1». На нём Юрий Гагарин совершил первый полёт в космос 12 апреля того же года. И 6 августа был запущен Герман Титов – человек, который провёл на орбите Земли целые сутки, совершил он полёт на «Восток-2».
Сергей Павлович уговорил правительство СССР на изучение планет Венера и Марс. 1 ноября 1962 года был запущен «Марс-1», для изучения пространства Марса. А до этого 12 февраля 1961 была запущена «Венера-1». Все названия говорят сами за себя, поэтому не сложно запомнить. Ему принадлежат идеи орбитальной станции и наработки скафандров.
Говорить о наработках и изобретениях С.П. Королёва можно долго. Каждая его ракета, каждый его спутник требуют тщательного внимания. Остальные его идеи я попытаюсь рассмотреть в следующих статьях. А о Королёве можно сказать, что он построил советскую космонавтику и основал всё, поддерживающее статус СССР великой державы и дающее ей право занимать первую позицию в сравнение с США.
#ссср #россия #ракета #космос #луна #планета #ракета #история #космонавтика #alvi