Весна 1995-го года. У меня выходной, пошёл прогуляться по магазинам города. К этому времени я жил в районе железнодорожного вокзала: вышел из подъезда пятиэтажки и максимум через 10 минут уже в центре города.
От вокзала направляюсь в сторону Дома Быта (новокузнечане поймут). Погода тёплая, солнышко светит, воробьи чирикают. Пройдя пару домов, меня останавливает молодая пара, неспешно шедшая мне навстречу. У парня в руках полиэтиленовый пухлый пакет, девушка налегке. Парень представляется:
– Здравствуйте! Мы представляем московскую фирму (название английское – не запомнил).
Парень распахнул пальто и указал на бейджик с синей печатью, приколотый к пиджаку. Мне особо спешить некуда, остановился, в ответ поздоровался с парой:
– Здравствуйте. Слушаю вас.
Парень воодушевлённо начинает рассказывать:
– Наша фирма отмечает двадцатилетие и в честь дня рождения мы дарим подарки.
Я уточнил:
– То есть, не имениннику дарят подарки, а наоборот именинник дарит подарки?
Парень кивнул:
– Да, наша фирма дарит подарки.
Я заинтересовался:
– Любопытно! И что же это за подарки?
Парень полез в свой пакет, выуживает из него разные вещицы и передаёт их мне:
– Набор фломастеров, щипчики для ногтей, ароматизатор в автомобиль, настольные электрические часы...
Я шучу:
– Может, сразу мне весь пакет отдашь? Я дома сам разберусь.
Девушка заулыбалась, парень не согласился:
– Нам ещё другим нужно подарки раздать.
Глядя на серьёзное лицо парня, смеюсь:
– Ну так я и раздам своим соседям!
В отличие от своей спутницы, парень никак не хочет переходить на юмор. Он по-прежнему серьёзен:
– Нет, мы сами подарим.
Я пожимаю плечами:
– Ну, сами так сами. Мне меньше забот.
Парень продолжает:
– Вот... Подарки от нашей фирмы.
Ещё раз уточняю для верности:
– Фирма московская и ей 20 лет?
Парень кивнул:
– Да.
Прикидываю в уме, но что-то не срастается. Я много хожу по городу, однако про фирму с английским названием на бейджике парня я абсолютно ничего не знаю. Не встречал ни вывески, ни рекламы. Спрашиваю у парня:
– А где в нашем городе находится филиал вашей фирмы?
Парень меня огорошил:
– Нет филиала.
Я сделал огромные удивлённые глаза:
– Как это нет филиала?!! А вы тогда как тут оказались?
Парень объясняет:
– Через подарки на свой день рождения наша фирма заявляет о себе в регионах.
Хорошо, пусть будет так, хотя и не всё складно в рассказе парня. Тем не менее, полагаю, что у меня больше нет причин задерживать представителей московской фирмы. Ведь им нужно ещё подарки раздавать, а мне пора по магазинам прогуляться, закупиться продуктами и домой возвращаться. Держа в руках подарки из ширпотреба, говорю им на прощание:
– Поздравляю столичную фирму с днём рождения и желаю присмотреться её представителям, как в Сибири отмечают именины наши фирмы.
Я собирался уходить, но парень меня остановил:
– Подарки от фирмы бесплатные, нам надо только заплатить за доставку (и называет довольно внушительную сумму, навскидку значительно превышающую стоимость всего ширпотреба у меня в руках).
На полном серьёзе спрашиваю у парня:
– Ты отмечал дни рождения своих друзей? Дарил им подарки?
Парень кивает головой:
– Да, отмечал. И подарки дарил.
Я продолжаю спрашивать:
– И ты всякий раз требовал заплатить тебе за доставку?
Парень смутился, сообразив к чему я веду разговор:
– Нет, не требовал.
Задаю ему новый вопрос:
– Почему же тогда от меня требуешь?
Парень оправдывается:
– Это не я... Это фирма...
Я откровенно на него «наехал»:
– Какая фирма? Чего ты «лепишь»?
Парень опять показывает бейджик на пиджаке:
– Вот... С печатью.
Говорю ему:
– Таких бейджиков можно каждый день сотнями на струйном принтере печатать. Только названия фирме меняй! А печать... Про самонаборные печати Trodat слышал? Думаю, что не только слышал, но им и сделал себе печать.
Парень попытался переломить ситуацию в свою пользу:
– А что не так? Как фирма сделала...
Я его перебил:
– Слушай, какие 20 лет фирме, если частной собственности всего одна пятилетка? Наши – новокузнецкие – фирмы отмечают год со дня основания и уже заказывают пакеты с фирменным логотипом! А у вас столичная фирма на 20-летие не смогла себе фирменные пакеты сделать? Что за чушь?
Парень опустил взор:
– Просчитались...
Я продолжаю свой разнос:
– Разве фирма в Москве не могла себе позволить на циферблате часов напечатать логотип фирмы? Могла. Наши фирмы это делают, московским тем более – раз плюнуть. Могли бы и ароматизатор фирменным стилем оформить, и фломастеры. А так вы закупились ширпотребом, которого полным-полно в наших магазинах да киосках и теперь под видом доставки за подарки втридорога пытаетесь денежку слупить.
Помрачнел не только парень, но и сошла улыбка с лица девушки. Вручаю им обоим ширпотребовские подарки:
– Поздравляю вашу фирму с днём рождения и дарю ей подарки. БЕСПЛАТНО без оплаты за доставку!
Я пошёл дальше, пара не спеша направилась в сторону вокзала. На светофоре остановился – красный, оглянулся назад. Представители фирмы остановили прохожего, парень распахнул пальто, показывая бейджик, достал из пакета подарок. Прохожий что-то резко ответил, махнул рукой и пошёл от них прочь.
Я прогулялся по магазинам, закупился продуктами и направляюсь в сторону дома. Из магазина выходит парнишка: в одной руке открытая бутылка пива, в другой – полиэтиленовый пухлый пакет. Прохожу мимо, парнишка обращается ко мне:
– Можно на минуточку?
Останавливаюсь:
– Да, пожалуйста.
Парнишка с бейджиком на толстовке начинает рассказывать уже знакомую мне легенду:
– У нашей фирмы день рождения – 10 лет...
Удивлённо вскидываю брови:
– Как 10 лет? Пару часов назад было 20.
Парнишка опешил:
– Пацана с девахой видел?
Киваю головой:
– Да, видел. Недалеко от вокзала.
Парнишка хлебнул пивка из горлышка и откровенно сказал:
– Хозяин задолбал. На складе затоварка, никому этот хлам не нужен. Заставляет нас ходить по городу под видом подарков продавать.
Интересуюсь у него:
– Где вы всё-таки находитесь? Твои коллеги сказали, что из Москвы.
Парнишка засмеялся:
– Из какой Москвы? Местные мы...
Видимо, рейд с подарками не удался. В последующие дни «представители московской фирмы», раздающих подарки с оплатой за доставку, мне больше ни разу не встречались.
#шахтёр #подарки #ширпотреб #разговор #фирма #история