В предыдущей статье я затронула тему, которую не стоило бы рассматривать однобоко. И это тема ценности современного искусства. А точнее ценности современных произведений искусства.
В какой то момент вдруг стало модным и популярным разбираться в современных течениях не только среди искусствоведов, но и среди обычных граждан. Люди самообразовываются и развиваются. И это прекрасно!
Но все же, любой, кто соприкасался с современным искусством, задумывался о действительной его ценности. Является ли то или иное произведение искусства действительно ценным и важным или все это не более чем фикция.
Я не стану лукавить, порой и я задумываюсь над таким важным вопросом. Например когда человек прибивает себя к брусчатке на красной площади самым изощрённым способом, последнее, что придет ко мне в голову: «Боже, какое необычное художественное высказывание!» Да я больше скажу. Об искусстве я вообще в тот момент не думала.
Но вот представьте такую неоднозначную ситуацию: на художественной выставке современного искусства есть комната перед которой выстроилась очередь. Вы встаете в эту очередь и ждете, чтобы наконец увидеть что же там внутри. Наконец, вы заходите в комнату, в которой нет ничего кроме одного единственного зеркала. Вы какое то время смотрите на себя, недоумеваете, а потом вы выходите и видите название экспозиции «наедине с самим собой».
Очень интересная задумка автора. Но могло ли быть так, что в галеристам просто не хватило экспонатов и у них просто остался пустой зал. И кто-то вдруг сказал: «Слушайте, есть идея!», - вот так и закрыли этот пробел. Так родилась эта комната. Совершенно случайно, чтобы скрыть косяк галеристов. И вот уже шедевральная задумка превращается в в ничто просто. Но вы об этом никогда не узнаете.
Сразу вспоминается эпизод из фильма Квартета И. «И дальше я с лёгкостью отгадывал названия картин!»
Не для кого не секрет что современное искусство в большинстве своем про содержание. Очень важно не только исполнение, но и идейное наполнение работы. Еще желательно, чтобы одна конкретная идея проходила через всю линейку или хотя бы через серию работ автора. Должна сохраняться концепция.
На данный момент 90% современного искусства как раз про форму. Большинство художников склоняются к тому, чтобы впечатлить зрителя масштабами, роскошью. Есть достаточно известное выражение среди искусствоведом о том, что искусство это не про красоту, а про смысл, а все, что про красоту это уже дизайн. Но не стоит забывать, что дизайн напрямую зависит от веяний искусства. Искусство должно сочетать в себе оба этих критерия. Как в том старом анекдоте «Ну во-первых это красиво…»
Вернемся к моему примеру с мужиком… Это красиво? Нет! Есть ли смысл? Да и его как бы нет. Вывод прост – это не искусство.
Теперь к примеру с комнатой. Это красиво? Спорный вопрос, но почему бы и нет. Есть ли в этом смысл? Не все в нашем бешеном ритме жизни находят хотя бы несколько секунд побыть наедине с собой и поразмышлять над этим. А главное не все находят время взглянуть самому себе в глаза и сказать: «остановись на секунду, послушай о чем ты думаешь».
Один из критериев соблюден частично, второй соблюден полностью, потому как смысловая нагрузка просто бешеная. Не смотря на возможность того, что произведение такого рода могло родиться случайным образом. Но все таки оно родилось. И несет в себе глубинный смысл не смотря на простоту исполнения. Многие действительно хорошие вещи появляются случайным образом и почему бы и нет?
А что вы думаете по этому поводу? Есть ли у вас какие то свои критерии оценки современного искусства? Что вы считаете искусством, а что нет?