Найти тему

Лицемерие, которое убивает

Памятник погибшим в Ашдоде. Фото с сайта РКРП
Памятник погибшим в Ашдоде. Фото с сайта РКРП

ОТ РЕДАКЦИИ: К этой теме нас попросили обратиться ветераны-подводники. В феврале нынешнего года исполнилось 80 лет трагической дате, связанной со Второй мировой войной, – гибели более 700 беженцев на затонувшем судне «Струма». Сегодня реальные виновники трагедии на Западе пытаются приписать это злодейство советским подводникам. А что в действительности происходило в эти военные дни у турецких берегов Чёрного моря? И не видим ли мы сегодня очень похожее, абсолютно наплевательское отношение европейских правителей к бедам простых людей в Донбассе? Слова о правах людей, а на деле фактическое подыгрывание фашистам.

В четвёртый свой поход подводная лодка «Щ-213» под командованием старшего лейтенанта Д.М. Денежко вышла 20 февраля 1942 года из Туапсе. Для боевого патрулирования ей был поручен район от мыса Кара-Бурну на границе Турции и Болгарии до устья Босфора. У командира «Щ-213» был приказ командования, согласно которому нейтральное судоходство объявлялось неприятельским, поскольку под видом каботажных грузов германское командование активно фрахтовало турецкие и болгарские пароходы для доставки по Черному морю стратегически необходимой военной промышленности хромовой руды.

Согласно рапорту командира лодки Д.Н. Денежко, 24 февраля примерно в 10.30 по московскому времени в 9 милях севернее входа в Босфор было замечено судно, идентифицированное им как «крупный транспорт водоизмещением ориентировочно 7 тыс. брт, шедший со стороны пролива без сопровождения со скоростью около 3 узлов». По судну с дистанции 6 кабельтовых из носового торпедного аппарата была выпущена одиночная торпеда. Через минуту раздался мощный взрыв, и командир «Щ-213», осмотрев поверхность моря в перископ, записал, что наблюдал погружение судна, затонувшего за короткое время с дифферентом на нос.

А в современных западных и некоторых российских источниках указывается, что атакованным подлодкой транспортом было, якобы, болгарское судно «Струма», перевозившее еврейских беженцев из Румынии в Палестину. Такой сюжет, естественно, с радостью был подхвачен антисоветской пропагандой: подводную лодку под командованием старшего лейтенанта Д.М. Денежко в западной печати безапелляционно назвали виновницей гибели болгарского (под панамским флагом) парусно-моторного шлюпа «Струма» – трагедии, оборвавшей жизнь 768 человек.

При этом игнорируют, что реальный тоннаж деревянного шлюпа «Струма» составлял максимум 642 брт. Некоторые западные авторы пишут, что советские моряки нарочно завысили ценность «трофея» по водоизмещению в 15 раз, «чтобы получить побольше орденов».

Самое время задать вопрос – а что, собственно, из себя представляло судно «Струма», для каких целей оно использовалось, и как попало в район Босфора?

В Википедии читаем:

«Струма» – болгарское судно под панамским флагом, на котором в декабре 1941 года еврейские беженцы из Румынии пытались эвакуироваться в Палестину, находившуюся в то время под британским управлением, но не были допущены в страну британскими властями. 24 февраля 1942 года судно погибло в Чёрном море в результате взрыва. 768 пассажиров судна (из них 103 – дети), за исключением одного, погибли».

Осенью 1941 года «Струма» была зафрахтована бюро путешествий «Турисмус Мондиаль» для перевозки еврейских беженцев из Румынии в подмандатную Британии Палестину. После отплытия парохода 12 декабря 1941 года из порта Констанца у него сразу сломался двигатель. Для ремонта пришлось вызывать из порта бригаду. После починки судно двинулось в рейс и относительно благополучно пересекло Чёрное море.

14 декабря «Струма» достигла Стамбула. Однако на подходе к Босфору рулевой заметил дрейфующую морскую мину и дал полный назад, чтобы избежать столкновения. Маневр удался, однако двигатель после этого заглох, и все попытки его завести были безуспешны. Прибывшие наутро механики признали ремонт судового двигателя бесперспективным. Денег на его замену или смену судна стамбульский представитель фрахтователя не дал.

20 декабря «Струма» была поставлена в карантин под контролем береговой охраны. Для дальнейшего её плавания требовалось согласие британской стороны. Британский посол Хью Начбулл-Хьюджессен направил в Форин-офис предложение позволить беженцам продолжить свой путь в направлении Палестиныц. Но Гарольд Макмайкл, Верховный комиссар Палестины, и Уолтер Гиннесс, министр по делам Ближнего Востока, были категорически против.

Британцы ссылались на множество формальных причин, в том числе на то, что «беженцы со „Струмы“ не являются обладателями востребованных профессий» и потому будут «непродуктивным элементом населения». А глава отдела колоний британского МИДа лорд Мойн написал: «Рассуждая технически, пассажиры этого судна являются подданными враждебного нам правительства. …успех этого нелегального рейса мог бы дополнительно осложнить работу нашей палестинской администрации, послужив примером для других беженцев из балканских стран».

На протяжении десяти недель турецкое и британское правительства вели тайные переговоры о судьбе пассажиров. А между тем, санитарные условия и ситуация со снабжением на переполненном корабле становились всё хуже. Турция, опасаясь испортить отношения с Германией, в ультимативной форме потребовала у Великобритании решения судьбы «Струмы». Не получив ответа, турецкие власти распорядились отбуксировать корабль в открытое море.

Военнослужащие Береговой охраны и жандармерии Турции утром 23 февраля высадились на борт «Струмы». Беженцев загнали в трюмы, экипаж – в рубку, обрубили якорный канат и приняли тросы с подошедшего буксира береговой охраны, который вывел «Струму» из пролива Босфор в Чёрное море.

Несмотря на проведённые работы по починке двигателя, завести его так и не удалось. «Струма» неуправляемо дрейфовала в море. Утром 24 февраля 1942 года она находилась в нескольких милях севернее входа в пролив в видимости берега. На рассвете, когда пассажиры ещё спали в трюме, а команда находилась в машинном отделении, прогремел взрыв…

Лишь после публикации сообщения о гибели «Струмы» в американской «Нью-Йорк Таймс» турецкие власти начали «спасательную операцию», а затем и расследование. В апреле 1942 года они сделали заключение, что причиной гибели шлюпа была «торпеда или плавающая мина». В пользу торпеды свидетельствовала и нота ТАСС, опубликованная в газете «Правда» 26 февраля под заголовком: «Новый акт гитлеровского зверства. Гитлеровцами торпедирован пароход с 750 беженцами». В это время в Чёрном море действовала румынская подлодка «Дельфинул».

Старший лейтенант Дмитрий Денежко, служивший на флоте с 1937 года, не мог с дистанции 6 кабельтовых принять утлый шлюп тоннажом максимум 642 брт за транспорт водоизмещением 7 тысяч брт. Он не мог также не распознать элементарные тактико-технические характеристики объекта атаки: в дрейфе судно или идёт своим ходом.

Гибель «Струмы» унесла жизни 103 детей, 269 женщин и 417 мужчин, включая болгарских моряков.

Версии гибели судна до сих пор не расследованы до конца. Израильские исследователи считают, что именно Британия несёт большую часть ответственности за гибель «Струмы». После гибели «Струмы» подпольная еврейская организация «ЛЕХИ» выпустила плакат «Разыскивается за убийство» с именем и портретом Верховного комиссара Палестины МакМайкла. В 1944 году «ЛЕХИ» организовала покушение на МакМайкла, но он выжил. Ещё на него покушались 7 раз, пока его не спрятали в Британскую Малайю. А министра по делам Ближнего Востока Уолтера Гиннесса боевики организации достали 6 ноября 1944 года. Приговор привели в исполнение.

А подлодка «Щ-213» в октябре 1942 года пропала в ходе своего шестого боевого похода. Вечная память Героям!

Sasha Sudovoy

ОТ РЕДАКЦИИ: Трагедия 80-летней давности в Чёрном море и развернувшаяся на наших глазах сегодняшняя трагедия в Донбассе. Казалось бы, мало похожего. Но нет, сходство имеется. Оно в одинаковом лицемерии т.н. «цивилизованного мирового сообщества». Тогда равнодушно оттолкнули от себя жертв фашизма, послав их на верную гибель, поскольку признали их «непродуктивным элементом населения». Сейчас закрывают глаза и не желают видеть гибель от рук фашистов жителей Донбасса и детей Донбасса, поскольку опять-таки это для фашистского режима и его «цивилизованных» опекунов «непродуктивный элемент населения». Империализм свою мерзкую и уродливую личину не меняет.