Какие только пари не заключают люди. Есть и довольно необычные. В книге В.М. Пескова «Аляска больше, чем вы думаете» есть описание пари, которое устраивают местные жители на начало ледохода на реках! Ставки довольно большие, начало ледохода указывают с точностью до часа. А вот сам ледоход определяют следующим образом: вбивают кол в берег и в лёд, соединяют их верёвкой. Момент разрыва верёвки определяет начало ледохода.
Я полагаю, что и в наших посёлках, расположенных на многочисленных реках и речушках, устраивают такие пари. Было такое и в нашем заповеднике. Уговаривались, какая будет ставка и до какого срока она принимается, потому что, чем ближе ледоход, тем проще по приметам определить его начало. Ставки были небольшие, скорее они были символическими.
Еще статьи о приключениях, необычных событиях на реках заповедника читайте в статьях на канале:
- Всегда можно найти выход из трудного положения
- Про чистейшую болотную воду
- Как мы строили ледяной мост через Печору
Самой, пожалуй, распространённой приметой, определяющей начало ледохода, была дата прилёта белой трясогузки. Многие убеждены, что после неё через 2 недели начнётся ледоход, мол, трясогузка своим хвостом лёд ломает. В заповеднике много лет ведётся ежегодная книга «Летопись природы», в которую в числе с другими данными, наблюдениями, учётами вносится и дата прилёта трясогузки. Сотрудник, который вёл раздел «Летописи» «Фенология» выбрал все даты прилёта трясогузки и начало ледохода, и у него получилось, что в среднем ледоход начинается через 15 дней после появления трясогузки. Казалось бы, народная примета права, через 2 недели ледоход, но это в среднем, а когда стали смотреть по годам, то оказалось, что со дня прилёта трясогузки до начала ледохода проходило от 2 до 29 дней, а в среднем, да, 2 недели.
Время перед ледоходом показывает, насколько жители посёлка зависят от того, можно ли перебраться или нельзя за реку, где находятся магазины, школа, почта, больница, поселковая администрация, связь с «большой землёй». Обычно талой водой отъедает лёд от обоих берегов. Зимняя переправа по льду ещё крепкая, можно ходить и по нахоженным тропкам через реку, только надо заход на лёд сделать из досок или брёвен. Вода постепенно прибывает, уже мостки не достают до льда, скорее бы лёд унесло, а он, хоть и весь в проталинах, не уходит и по себе пройти не даёт. С высокого берега видно, что лёд у посёлка становится похожим на старую, всю в дырах тряпку, но стоит.
Чтобы у нас лёд сдёрнуло, надо чтобы поперёк всей реки образовалась полынья немного ниже посёлка, чтоб было куда сдвинуться льду. Все ждут, когда же откроется вода, ведь тогда можно будет на лодках переезжать за реку.
Чаще всего ледоход начинается днём после полудня. Слышен чей-то крик: «Ледоход!» Все спешат на берег, посмотреть на начало ледохода, заодно проверить лежащие на берегу лодки, не повредит ли их льдом.
Многие спускаются к воде, чтобы умыться. Я однажды спросил: «Для чего так делаете?» «А это чтоб все болезни, напасти смыть и чтобы их вешней водой унесло». Так это или не так, но на всякий случай умыться надо, хуже от этого, надеюсь, не будет.