В годы СССР образование было очень важным составляющим звеном в жизни советского человека. Почти все тогда мечтали получить заветный диплом. Людям казалось, что перед тем, кто получит высшее образование, сразу откроются все двери, за которыми выпускников любого института ждёт хорошая работа.
На самом деле, после получения диплома о высшем образовании, молодой специалист должен был отработать как минимум три года по распределению. Если везло, то после института можно было попасть в какой-то большой город и ещё выгадать на производстве квартиру от государства. Но всё-таки чаще распределяли в маленькие городки или в сельскую местность, как раз туда, куда ехать для того, чтобы там жить и работать, никто не хотел.
Валентина окончила педагогический институт и по распределению попала на работу в сельскую школу одной не самой богатой области тогдашней России. Девушка была молода и полна энтузиазма, поэтому её не пугали трудности. Наоборот, Валя считала себя сподвижницей и романтиком, ведь она ехала поднимать сельскую школу и несла свет ученья деревенским ребятишкам. Именно с таким одухотворённым настроем Валя приехала в деревню, которая относилась к колхозу под названием «Путь октября».
Председатель колхоза, Игорь Васильевич, встретил Валентину радушно. В школе не хватало учителей, вернее, на тот момент там осталось всего два учителя, старенькая литераторша, Ольга Тимофеевна и молодой физрук Саша, только что возвратившийся из армии и ещё не успевший найти себе работу в городе.
- Валентина Николаевна, Вы можете приступить к работе хоть с завтрашнего утра, а жить Вы будете пока что на съемной хате у Варвары Игнатьевны, – сказал Вале председатель и повёз новоявленную учительницу к её новому местожительству.
Варвара Игнатьевна оказалась доброй, говорливой, но ужасно суетливой женщиной. Она показала Валентине комнату с отдельным входом и маленькой пристроенной кухонькой. Удобства, конечно, были на улице, а дом отапливался печкой.
- Ну, печки-то я буду топить сама, – сказала бабуля, – А у тебя, девонька, на кухне стоит газ и летняя печка, на которой можно готовить и зимой.
- Я же не умею её растапливать, – развела руками Валя.
- Не волнуйся, я тебя научу, – сказала Варвара Игнатьевна.
- А где здесь душ? – спросила наивная девушка.
- А душ у нас висит на гвоздике, – захихикала Варвара Игнатьевна, показав Валентине на два цинковых тазика, висящих на стене, – Тёплую воду можно взять на печке в баке и обмыться в этих тазиках, а по субботам я топлю баню, так что, добро пожаловать.
Варвара Игнатьевна ушла, Валя села на железную кровать с металлическими шарами и мягкой периной, положенной вместо обычного матраса, заботливыми руками доброй Варвары Игнатьевны. Девушка пребывала в некотором шоке, понимая, что она оказалась совсем неподготовленной к деревенскому быту.
Приказав себе не паниковать, Валентина на завтра пришла в школу.
Нужно отметить, что сельская школа была на тот момент в довольно приличном состоянии. Маленькое здание было тщательно побелено, все окна там были застеклены и двор старательно выметен.
«Порядок здесь прямо-таки идеальный, - подумала Валентина, - Мне это нравится».
Оказалось, что на территории школы в сторожке жил сторож. Звали его Матвей Кузьмич, и школьным сторожем он работал давно. Когда у него сгорел дом в деревне, председатель колхоза предложил ему эту сторожку в качестве постоянного жилья. В школе имелся водопровод и канализация, и Матвей Кузьмич тоже провёл себе в сторожку воду и сделал цивилизованный туалет. Так этот маленький домик Матвея Кузьмича стал одним из самых комфортабельных в деревне.
- Здрасьте, Валентина Николаевна, я -– сторож, Матвей Кузьмич, – представился Вале старик.
- Здравствуйте, приятно, что Вы уже меня знаете, – улыбнулась Валентина.
- Игорь Васильевич вчера предупредил, – пропуская Валентину вперёд и закрывая за ней калитку, сказал сторож.
Валентина прошла в школу. Ей навстречу показалась Ольга Тимофеевна.
- Ну, наконец-то, хоть кто-то согласился поработать с нашими деревенскими детишками! – сказала пожилая учительница, она же, по совместительству и директор этой школы, – Здравствуйте, Валентина Николаевна, проходите, буду знакомить Вас с нашими учениками!
Первый рабочий день Вали прошёл хорошо, даже весело. Ученики с любопытством восприняли нового учителя. Ребят было мало, всего одиннадцать человек, возраста младших и средних классов. Валентина познакомилась с ними, провела свой первый урок по истории.
Теперь ей следовало освоить ещё несколько предметов, кроме своей любимой истории, потому что до этого все уроки проводила Ольга Тимофеевна. Для Валентины это было неожиданная новость, но не пугающая. Дома Валя засела за книжки и начала готовиться к урокам.
В субботу в деревню приехала автолавка, и все деревенские жители ринулись туда покупать продукты. Для деревни автолавка была большим событием, ведь магазина там не имелось. С Валентиной все здоровались, уважительно кланялись. Вдруг к ней подошёл высокий мужчина.
- Здравствуйте, Валентина Николаевна, как там мой оболтус, Никита Кирьянов? Я – его папа, Артём, колхозный тракторист, – представился он.
Валентина начала ему рассказывать про успехи Никиты, как неожиданно получила толчок в спину.
- Ты чего это к чужим мужьям лепишься? – раздался у неё прямо над ухом женский голос.
Валентина обернулась и увидела крупную, дородную женщину.
- Света, это учительница нашего Никиты, – обратился к ней тракторист, – Валентина Николаевна, это – моя жена, очень ревнивая, одни проблемы с ней из-за этой ревности.
- Вот, кобелина, и к училке сумел прицепиться, – не обращая внимания на Валентину, начала ругать мужа женщина.
Пока супруги пререкались друг с другом, Валя потихоньку отодвинулась в сторону и вообще ушла домой. Вечером у неё схватил живот.
- Что-то ты бледненькая, точно тебя эта Светка сглазила, – проворчала Варвара Игнатьевна.
- Ой, да о чём Вы говорите, просто адаптируюсь к местным продуктам, скорее всего, – ответила Валентина.
Бабуля ничего не сказала, а через пол часа опять зашла к Валентине в комнату.
- Собирайся, девонька, я с Марией договорилась, она снимет с тебя сглаз, – бодро сообщила она Вале.
- Да какой там сглаз, Варвара Игнатьевна, сейчас чаю с сухариками попью и всё пройдёт, – попробовала отмахнуться Валентина.
Но с настойчивой старушкой было лучше не спорить. Она пристала к Валентине, как репей, и девушке пришлось встать к кровати и пойти вслед за Варварой Игнатьевой снимать сглаз.
Дом местной колдуньи находился недалеко от дома, где жила Валентина. Там, на пороге, их встретился худая, седовласая старуха. Она усадила Валентину на стул посреди большой, светлой комнаты, увешанной по стенам сухими корешками и пучками трав. Колдунья поводила руками над головой Вали, пошептала что-то над кружкой и велела девушке выпить заговорённую воду.
Сразу после колдовского сеанса Валентине стало лучше, но ближе к ночи живот опять схватило.
В двенадцатом часу Варвара Игнатьевна пошла к соседям, у которых был телефон, звонить председателю.
- Игорь Васильевич, что-то твоей учительнице совсем плохо, как бы не померла к утру, – запричитала в трубку бабуля.
Несмотря на позднее время, председатель сам приехал в деревню проведать Валентину.
- Да на Вас лица нет, Валентина Николаевна, – испугался он, когда Варвара Игнатьевна проводила его в комнату к Валентине, – Собирайтесь быстро, повезу Вас в город.
Неизвестно, чем бы всё закончилось для Вали, если бы председатель не отвёз её тогда в город, потому что у неё в тот вечер обострился обычный аппендицит. Благодаря председателю, время не было упущено, и уже через неделю Валентина могла продолжить работать в сельской школе.
Председатель сам же забрал и отвёз Валю в деревню. Через некоторое время между ними начались отношения, они влюбились друг в друга, и Игорь Васильевич сделал Валентине предложение.
Автор: Марина Т.