Мы продолжаем рассказывать длинную историю о том, как древние греки приходили в этот мир. В первой серии вы узнали, в какой обстановке появлялся на свет древний грек. Теперь пришел черед ритуальных обрядов над пережившими первую неделю младенцами.
Итак, на пятый или седьмой день (в источниках данные разнятся) после рождения младенца греки проводили церемонию, которая называлась «амфидромия» (амфи- – вокруг, около, с обеих сторон; дромос – путь, бег). Упоминаний в источниках об амфидромии (как прямых, так и косвенных) вполне достаточно, чтобы мы могли примерно реконструировать порядок мероприятия.
Для начала женщины, помогавшие роженице, омывали руки, таким образом очищаясь от скверны пролитой при родах крови. Ведь для греков кровь как бы материальный источник ритуальной нечистоты, скверны (miasma).
… убитого коснися,
Родильницы иль мертвого - и ты
Нечист…
(Еврипид, Ифигения в Тавриде, 381-383; Vв. до н.э.).
или
Он не сядет на могилу, не приблизится к трупу или роженице: лучше не осквернюсь, думает он.
(Теофраст. Характеристики. Суеверный; IV-III вв. до н.э.).
Снаружи дом украшали в случае рождения мальчика оливковыми ветвями, девочки – шерстяными гирляндами. Шерсть отвращала зло, например, в «Диалогах гетер» Лукиана беременная на сносях посылала служанку за нею на рынок, а также символизировала трудолюбие девочки. Эти украшения являлись в то же время и предостерегающими – случайное посещение дома с роженицей могло осквернить гостя.
Приглашался узкий круг родных и близких семье, которые приносили подарки – почему-то морских гадов: осьминогов, каракатиц, кальмаров. Кстати, прямых указаний, что с ними делали хозяева дальше, в источниках нет, очевидно, их съедали на праздничной трапезе.
Очищению также способствовал символический контакт с открытым огнем – костром или очагом. (Правда, сама роженица еще долгое время – более месяца – считалась «нечистой»). Акушерка (или отец), держа новорожденного на руках, обходила очаг. Затем домочадцы и гости следовали ее примеру. Возможно (судя по названию церемонии), они даже бегали вокруг огня, кажется (не могу сказать точно), есть упоминания и о танцах. Помимо очищения, нового члена семьи представляли домашним божествам и совершали особое жертвоприношение – genetlia.
Это жертвоприношение следовало принести в любом случае просто по факту рождения отпрыска. В трагедии Еврипида «Ион» Креуса становится жертвой страсти Аполлона и отказывается от родившегося от этой связи ребенка. Позднее её супруг по оракулу обретает сына в юном прислужнике храма Аполлона в Дельфах и спешит принести запоздалую «жертву рождения».
Креусы муж когда покинул храм,
С собой увел и найденного сына.
Он пир тогда ж замыслил, чтоб богов
Торжественным благодарить служеньем;
Сам в горы царь направился, где пламя
Диониса колеблется. Его
Он оросить сбирался кровью тельчей
Двуглавую вершину. Сыну ж так
Он приказал: "Велишь шатры раскинуть
Ты мастерам, а если слишком я
За жертвою рождения промедлю,
Пусть без меня собравшимся гостям
Предложат пир". И, взяв телиц, он отбыл…
(Еврипид. Ион. 1122-1132; V в. до н.э.).
Гарпократион указывает, что «бег» совершался не вокруг очага, а вокруг алтаря Гестии (хотя очаг и был, собственно, символом Гестии). В целом, этим «бегом» ребенка отдавали под защиту богини. Очистив себя и дом от скверны, участники праздника переходили к следующему действу – поздравлениям родителей и вручению подарков – opteria.
Вообще же было принято одаривать нового члена семьи (в широком смысле) при знакомстве с ним. Необязательно это знакомство происходило вскоре после рождения. Бабушка Аполлона – титанида Феба – владела святилищем в Дельфах, которое подарила внуку при рождении.
Вместе с именем
Престол дан, бабкой внуку в колыбельный дар.
(Эсхил. Эвмениды. 7; V в. до н.э.).
А сестра Аполлона – Артемида – получила подарок от брата – Гефеста, впервые увидев его, будучи уже трехлеткой.
Ты же, о Дева, и раньше, трехлетней еще, не страшилась.
Было: Лето на руках принесла тебя в гости к Гефесту,
Что тебя пожелал повидать, одарив для знакомства.
(Каллимах. Гимн к Артемиде. 73-75; 1 пол. III в. до н.э.).
К слову, на протяжении шести недель после рождения ребенок и мать регулярно участвовали в очистительных церемониях. Часто в этот период забота о ребенке ложилась на другую женщину – бабушку, повитуху, кормилицу (в богатых домах).
Ссылки на все публикации цикла можно найти в сводном посте "День рождения в античности".
Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"! У нас много интересных материалов по истории и археологии.