После войны был разработан четвертый пятилетний план (1946–1951 гг.), утвержденный Верховным Советом СССР в марте 1946 г., его главная задача – восстановление народного хозяйства и дальнейшее развитие экономики Советского Союза, и на этой основе – рост благосостояния советского народа – все задачи плана были выполнены досрочно. Валовая продукция промышленности по сравнению с 1940 годом в 1950-м выросла на 73 %, производственные основные фонда – на 24 %, национальный доход – на 64 %.
* * *
Пятый пятилетний план (1951–1956 гг.) стал еще одной страницей в истории нашего Отечества – последний план при жизни И.В. Сталина.
Характерной чертой плана было развитие социалистического строительства, комплексная механизация и автоматизация трудоёмких и масштабных производств, борьба за снижение себестоимости продукции, экономия всех видов ресурсов, повышение качества продукции, создание новых отраслей промышленности, в т.ч. приборостроения, систем автоматизации производственных процессов, развитие атомной промышленности, самолетостроения, речных и морских судов.
Резко возросло производство товаров широкого потребления. Было построено 3200 новых крупных предприятий: Южноуральская, Черепетская, Серовская тепловые электростанции, Южно-Кузбасская, Горьковская, Цимлянская, Каховская ГЭС, Волго-Донской судоходный канал, в 1958 г. вступила в строй первая атомная электростанция в Обнинске, введено в строй Ленинградское метро!
* * *
Сталинские пятилетки, сталинское экономическое чудо, сталинская экономика – эти понятия плотно вошли в историю строительства социализма в нашей стране. Современные экономисты – историки, объективные исследователи делят весь период «экономического чуда» на три срока времени:
1. 1929–1941 гг. – индустриализация (условно 1930-е годы).
2. 1941–1948 гг. – война и послевоенное восстановление (условно 1940-е годы).
3. 1949–1956 гг. – мирное развитие (условно 1950-е годы).
В чем была суть сталинской экономики (1930–1960 гг.):
1. Общенародная собственность на средства производства.
2. Решающая роль государства в экономике.
3. Централизованное управление.
4. Директивное планирование (план–закон).
5. Мобилизационный характер экономики.
6. Единый народно-хозяйственный комплекс.
7. Максимальная самодостаточность.
8. Ориентация на натуральные (физические) показатели (а не на стоимостные).
9. Ограниченный характер товарно-денежных отношений.
10. Ускоренное развитие отраслей промышленности гр. А – производство средств производства.
11. Сочетание материальных и моральных стимулов.
12. Недопустимость нетрудовых доходов и сосредоточения избыточных материальных ценностей и благ в руках отдельных граждан.
13. Обеспечение жизненно необходимых потребностей всех членов общества и неуклонное повышение жизненного уровня, общественный характер потребления и т.д.
14. Государственная монополия внешней торговли и государственная валютная монополия.
Вот эта сталинская АЗБУКА экономической науки и практики осталась потомкам не только в документах, но и во многих объектах экономического чуда – великих металлургических предприятиях, электростанциях, в Великой Победе советского народа – в борьбе с фашизмом в 1941–45 гг.
См. В. Катасонов «Экономика Сталина», М., изд. «Кислород», 2016 г.
В. Седов, «Мобилизационная экономика: Советская модель», Челябинск, 2003 г., Изд. мин. Образования РФ и Челябинского госуниверситета.
* * *
После смерти И.В. Сталина начался процесс демонтажа «сталинской модели экономики» в нашей стране по воле высшего руководства, нередко в форме волюнтаризма и субъективизма:
• период экспериментов Н.С. Хрущёва;
• реформы А.Н. Косыгина – Либермана и «застой» эпохи Л.И. Брежнева;
• перестройка М. Горбачева.
Сравните, уважаемые читатели, АЗБУКУ экономического чуда сталинской экономики и экономическую модель либерализма в современной России, роль государства в период сталинских пятилеток и роль современного либерального государства в экономике.
Патриотическая интеллигенция, деятели науки, искусства, литераторы также были охвачены энтузиазмом созидания нового общества. Светлый айсберг социалистического реализма в поэзии В.В. Маяковский встретил индустриализацию страны с восторгом, приветствовал «громадьё планов, размаха шаги саженьи».
«Подслушав» разговор первостроителей «Кузнецкстроя», поэт писал в 1929 г.:
Я знаю – город будет,
Я знаю – саду цвесть,
Когда такие люди
В стране в советской есть!
(В. Маяковский, соч. в 2-х т., т. 1. Изд. Правда, М., 1987 г., стр. 608-611).
* * *
В период учебы в одном из вузов Свердловска мне посчастливилось побывать на ряде крупнейших предприятий Урала – Верх-Исетском металлургическом, Турбомоторном, Первоуральском новотрубном заводах, на Уралхиммаше и Уралмаше. В музее Уралмаша хранится трогательное письмо А.М. Горького рабочим этого крупнейшего в стране завода заводов:
«Горячий привет строителям Уралмашстроя! Вот пролетариат- диктатор создал еще одну могучую крепость, возвёл еще одно сооружение, которое явится отцом многих заводов и фабрик. Еще два, три года усилий – и вы, товарищи, явитесь непобедимыми для всех врагов, которые уже и теперь боятся нас.
Прекрасную жизнь строите вы, счастлив сказать вам это от всей души!» (Урал. Век Ленина. г. Челябинск, Южно-Ур. изд-во, 1977 г., стр. 25).
Уралмаш (УЗТМ – Уральский завод тяжелого машиностроения) был построен в 1928–33 гг. и выпускал доменное, агломерационное, сталеплавильное и прокатное оборудование для металлургических предприятий Советского Союза, в т.ч. блюминги «1150», «1300», «1500», шагающие экскаваторы, буровые машины для горных разработок и исследования земной коры до глубины в 15 000 м.
Продукция Уралмаша по основным видам имела государственный знак качества. Рабочие Уралмаша отличались не только высочайшим мастерством, но и чувством юмора: на доводочной площадке был установлен многотонный фрагмент корпуса доменной печи. Инженеры, конструкторы, мастера внимательно осматривали, обмеряли элементы огромной конструкции, внизу которой мелом было написано: «Просим ногами не пинать!»
Я горжусь тем, что имею скромное отношение к процессу индустриализации страны. После окончания технического училища (65 лет назад) я вместе с бригадой монтажников базы механизации могучего треста «Челябметаллургстрой» участвовал в строительстве многих уникальных объектов черной и цветной металлургии Челябинска – монтировал башенные краны, обслуживал электрооборудование строительных машин и механизмов на объектах ЧМЗ, ЧЭМК, электродного, цинкового, лакокрасочного и многих других предприятий металлургии и машиностроения индустриального центра Южного Урала.
Меня поражали размеры стройплощадок, чёткая, слаженная работа строителей в условиях действующего производства. Вдохновляло то, что основной частью строителей была молодежь. Это – демобилизованные воины, выпускники ремесленных, технических училищ, они работали на грузовиках, бульдозерах, автопогрузчиках, автокранах, экскаваторах, ставили опалубку, вязали кружева арматуры, заливали бетон. А вечерами эта рабочая армия лавиной двигалась по улицам Металлургического района в школы № 16 и 23 рабочей молодежи, в техникумы, а некоторых я встречал в аудиториях филиала политехнического института.
Из этой трудовой армии вышла целая плеяда талантливых новаторов, руководителей трудовых коллективов, депутатов районного, городского, областного советов, толковых работников советских, профсоюзных, партийных органов. Среди них В. Медовиков, В. Ушаков, В. Волков, В. Мякуш, А. Пономарева, Г. Капевец, В. Мусатов, М. Дроздов, А. Фролов, В. Константинов и др.
Ни один талантливый самородок из народа, как любил говорить В.И. Ленин, не затерялся в котловане великих строек социализма.
Я берегу награду ЦК ВЛКСМ – значок за участие в строительстве самой крупной в Европе (на 1959 г.) доменной печи № 5 на металлургическом заводе, которая работает и сегодня.
* * *
Проблема индустриализации не потеряла своей актуальности и в настоящее время, она сегодня обрела форму цифровизации. Известно, что производство материальных благ (от машин до продуктов питания, одежды) является сердцевиной, или как говорит философия, содержанием экономики, а форма собственности, система управления экономикой – ее формой. Процесс развития экономики, ее сердцевины, идет непрерывно. На ранней стадии нужны были гигантские машины, станки, оборудование, этот этап индустриализации некоторые страны, которым это было по плечу, прошли давно. Сегодня наука и практика продвинулись вперед, возросла роль глубоких физических и химических процессов, позволяющих создавать новые технологии, получать новые материалы, управлять сложными процессами с помощью роботов, автоматических устройств, телемеханики.
Эти процессы сегодня интегрируются понятием «цифровизации». В итоге производство и экономика в целом, построенные на цифровых технологиях, становятся более эффективными, рентабельными, безопасными. Но для внедрения цифровизации требуются новые технические устройства, оборудование, приборы, средства связи и информатики, телекоммуникация.
И если сталинская индустриализация строилась на основе научного подхода с учетом перспективы, то либералы-рыночники устроили разгром отечественной экономики, ее индустриальной сердцевины – приборостроения, электронной промышленности, заводов точной механики, станкоинструментальной промышленности, превратив их здания и сооружения в развлекательные и торговые центры.
Это знают наши «доброжелатели» и своими санкциями заблокировали производство самолетов и других машин с электронной «начинкой». Вот и заблокирован выпуск российского пассажирского самолета МС-21, и самолета малой авиации «Байкал», на обеих машинах – американские двигатели и авионика.
А куда смотрело государство, когда проектировались эти самолеты, почему обрекали их на «черную судьбу»? Эта же участь постигла производство автомобилей, тракторов и бытовой техники…
Слабоумный лозунг: «Нефть продадим – и все купим!» – завел нас в позорный тупик и затормозил развитие.
Но спасение есть! Оно кроется в надежде народа на то, что здравый смысл и уважение к своей истории, к великим свершениям нашего народа во времена Ленина и Сталина возобладают в умах тех, кто будет отвечать за судьбу и завтрашний день нашей Родины.
Автор: Николай ЧЕПАСОВ Начало статьи здесь
Книга "Купола Кремля" здесь