На последней вечере Господь открывает Своим ученикам, что Его Плоть и Его Кровь – это хлеб и вино, которые Он благословляет и предлагает им.
Никто из Апостолов, присутствующих на вечере и написавших послания церквам, не описывает этого важного события. Лишь Апостол Павел, приняв чрез откровение благую весть, в своем послании к Коринфянам освещает эту тему детально, подробно, открывая и значимость Вечери, и подготовку к ней. «Ибо Я от Самого Господа принял то, что и вам передал», – авторитетно звучат слова великого Апостола (1 Кор. 11:23). Цель этого откровения – научить Коринфян относиться правильно к Телу и Крови Господа, а также предостеречь их от наказания, которое следует за небрежным отношением к Вечере Господней.
Ошибки Коринфской церкви
Апостол Павел был хорошо осведомлен о состоянии Коринфской церкви, о недостатках, имевших место во многих вопросах духовной жизни. Одним из таких недостатков было неправильное отношение к Телу и Крови Господа Иисуса Христа. В большинстве своем Коринфяне были бывшими идолопоклонниками и распутниками, среди них были бывшие пьяницы, воры, злоречивые и т.п. Но через проповедь Апостола Павла Коринфяне уверовали во Христа и крестились. Теперь у них началась новая жизнь. И, как заметил Апостол Павел, эта новая жизнь была под угрозой погибели. Изо всех сил Апостол Павел пытается открыть Коринфянам тайны духовной, невидимой простым глазом, жизни.
Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? 2 Кор. 6:14-15
Он посвящает Коринфян в откровение о бесплотных духах, падших ангелах, называя их бесами. Эти бесы, исполняя волю своего князя, влекли Коринфян к идолослужению, сами скрываясь за видимыми формами скульптур и изображений. Каждый из демонов побуждал человека принести какую-нибудь жертву идолу, например, мясо. И человек, принеся мясо, отдавал его жрецу или жрице, а далее, через заклинания, это мясо «освящалось» и полагалось на жертвенник. Часть этого мяса сжигалась, а часть была отдаваема жрецам или продаваема на торгу (1 Кор. 10:25). Коринфяне были обмануты сатаной, старая закваска проникала в их сердца, однажды омытые Кровью Христа.
Апостол Павел проводит параллель, сравнение между Вечерей Господней и жертвоприношением у язычников. Он говорит, что тот, кто участвует в жертве, является участником и жертвенника, другими словами говоря, через принятие пищи человек соединяется с бесами, и, кажется, самая безобидная пища становится дверью для бесов, берущих власть над душою человека. Равно, принимая Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, мы соединяемся с Ним в духе. Понимая эту глубокую истину, Апостол Павел восклицает: «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1 Кор. 10:21).
А выше Апостол Павел говорит: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» (1 Кор. 10:16). Существует невидимая, духовная связь между членами Тела Господня и главой – Христом. И нам запрещено Словом Божиим служить двум господам. Коринфяне же страдали за свои поступки, возможно, не всегда понимая, что соединяясь с бесами, они разрывали общение со Христом, Который не воспринимал их как членов Своего Тела, поэтому-то, участвуя в Вечере Господней, Коринфяне были наказываемы Господом.
Следующей грубой ошибкой Коринфян в отношении к Вечере Господней было их поведение непосредственно за столом. Ранняя христианская церковь знала, что такое вечеря любви или пир любви. Этот обед или ужин предшествовал Хлебу и Чаше. Еще и сегодня в некоторых церквах сохранился обычай, когда на обед собирается вся церковь, и каждый приносит что-нибудь по своему достатку. В ранние времена этот обед устраивался специально для неимущих братьев и сестер, чтобы они могли покушать и благодарить за это Бога. Теперь же это, большей частью, устраивается для общения. В Коринфской церкви было много огорчений со стороны неимущих, пир любви превращался в попойку и унижение слабых братьев. Богатые ели и пили то, что принесли, не дожидаясь бедных из церкви.
Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду. 1 Кор. 11:33-34
Апостол Павел говорит, что поесть они могли бы и дома, чтобы не унижать и не оскорблять своим отношением братьев из церкви. Вместо благословения церковь испытывала осуждение и наказание от Господа. Соблазн распространялся, и церковь не могла созидаться. Вечеря, имеющая своей целью явить Божью любовь, была омрачена поведением огрубелых членов церкви, о которых писал Апостол Иуда: «Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви: пиршествуя с вами, без страха утучняют себя» (Иуд. 1:12). Апостол Петр пишет еще строже, открывая суть таковых лжебратьев, которых легко узнать по плодам их: «…срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами…» (2 Петр. 2:13).
Сегодня большинство церквей исключили проведение вечери (пира) любви непосредственно перед Хлебопреломлением, чтобы с большим благоговением и вниманием отнестись к Телу и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Коринфяне, как видим, не очень то заботились о том, чтобы благоговеть перед Богом, они больше заботились о своем животе, чем о состоянии своего сердца. Апостол Павел писал им: «Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю» (1 Кор. 11:22). Однако мы заметим, что, несмотря на недостатки, допущенные Коринфянами, Апостол Павел: 1. Не отменяет вечери перед Хлебопреломлением; 2. Он не меняет местами эти два действия; 3. Он не узаконивает обязательное проведение вечери как действия, равного Хлебопреломлению. И если в какой-то церкви сохранился обычай совершать вечерю перед Хлебопреломлением, Апостол говорит лишь о поведении членов церкви (1 Кор. 11:33-34).
Пост перед Хлебопреломлением
Во многих церквах говорится о пользе поста перед Хлебопреломлением. И есть церкви, где требуют обязательного поста перед Хлебопреломлением. Хотя, исследуя послания Апостола Павла, мы увидим свободу для каждого члена церкви: кушать или поститься перед Хлебопреломлением, как написано: «А если кто голоден, пусть ест дома…» (1 Кор. 11:34). Но, что касается греха, Апостол говорит, что его надо удалить из сердца. Итак, позволительно и кушать, и поститься перед Хлебопреломлением. Во всех советах Апостола Павла ясно просматривается трезвое решение вопросов: «Только все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14:40).
Супружеские отношения перед Хлебопреломлением
Что же касается супружеских отношений перед Хлебопреломлением, то мы не имеем точного указания Апостола Павла, и можем ссылаться лишь на некоторые его наставления, касающиеся брака, а также рассматривать Ветхий Завет, как полезное руководство в духовной жизни. Везде Писание одобряет и поощряет целомудрие, а тем более в браке, где от супругов зависит благословение их семьи. Брак возвышен над внебрачными отношениями, но брак не велик в сравнении с девством. Прочитайте 7 гл. 1 Кор., и вы увидите величие девства. Брак – не грех. Супружеские отношения – не грех, но как-то странно звучат слова Апостола Павла: «Женатый заботится о мирском… замужняя заботится о мирском…» (1 Кор. 7:33-34). И еще: «…чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения» (1 Кор. 7:35). И выше: «Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом» (1 Кор. 7:34).
Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. 1 Кор. 7:5
Заметьте, святою не только духом, но святою и телом. Даже тогда, когда все законно в браке, супруги не достигают высшего уровня святости. Их забота названа Апостолом Павлом мирской. Еще и сегодня есть те, которые исповедуют девство, а брак считают грехом (девственники), но это заблуждение, заслуживающее осуждения. Как можно увидеть: там, где крайность, там падение. Там, где самовольное смиренномудрие, там лукавый.
Какую же позицию занять нам, тем, которые в браке и жаждут причаститься к Телу и Крови Господа нашего Иисуса Христа? У нас есть только одна позиция – это позиция Слова Божия. Пища – не грех, супружество – не грех, но самовольное смиренномудрие вопреки Слову Божию и распущенность вопреки воздержанию являются грехом. Мы должны занять позицию не слепого аскетизма, но позицию здравого воздержания. Где же эти границы, когда воздержание переходит в пагубный аскетизм, и позволение переходит в излишество и распутство? Это границы Слова Божия. Можно ли говорить о трех днях как пример для воздержания, упомянутых в первой книге Царств? Это история Давида, пришедшего к священнику Ахимелеху. Священник согласился дать священные хлебы Давиду и его людям, так как они воздерживались от женщин три дня. Хотелось бы поступать не просто по букве, то есть соблюсти срок в три дня, но узнать, почему именно три дня, а не семь или один день нужно было воздерживаться. То, что трех дней достаточно, видно из того, что священник дал хлебы Давиду и его людям, однако в Новом Завете такого закона мы не встречаем.
Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас. Еф. 4:4-6
Единое Тело Господа
Хлеб следует принимать со всеми братьями, имея духовное единство. Многие части одного хлеба «говорят» нам, что мы являемся многими членами одного Тела. Принимая эти части, мы устрояемся в единое Тело Господа нашего Иисуса Христа. Из нас, членов церкви, принявших части хлеба, как бы образуется духовное Тело Господа нашего Иисуса Христа. Также и чаша объединяет всю церковь, участвующую в ней. Вино следует принимать внутрь, делая глоток, это не просто пригубление, но решение принять Господне благословение. Однако не надо думать, что чем больше глоток, тем больше и благословение. К сожалению, некоторые начинали практиковать это «благословение»… Вкушая хлеб, мы должны понимать, что не ощутим вкуса мяса, а вино не сделается кровью в наших устах, как некоторые учат превратно. Но хлеб и вино, которые мы принимаем на преломлении хлеба, являются Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа по значимости и по силе святыни.
Будем всегда помнить, что для Церкви Хлебопреломление, Трапеза, Вечеря, Причастие, Евхаристия (благодарение) и др. является великим благословением, начинающимся здесь, на земле, и продолжающимся в вечности, на Брачной Вечере Агнца. Не будем же лишать себя этой Божией благодати. «Господь близко» (Фил. 4:5).
Яков Подкаминский