Найти тему
Госправовед

Плен - не санаторий

Сдача в плен украинских военнослужащих приобретает всё более массовый характер. Отдельные политики и журналисты стремятся демонстрировать своё великодушие и гуманизм в отношении к украинским воякам, сдавшимся в плен. Их хорошо лечат, питательно кормят, дают общаться с родными и даже снабжают сигаретами. А ещё их обменивают, как заложников и торгуются об этом с участием влиятельных персон из медиа бомонда.

Но есть вопрос юридический, насколько всё это правомерно. Каков правовой статус военнопленных? Обязано ли мы сюсюкаться и цацкаться с военнопленными, устраивая им лечебно-курортный режим содержания? Это тем более важно прояснить, когда украинская сторона демонстрирует нацистское эсэсовское звериное обращение с нашими военнослужащими, убийство раненых и оказавшихся в плену.

Итак, что гласят об этом законы и обычаи войны. Часто слышу, что все эти конвенции никто не соблюдает, и нечего о них говорить. Не соглашусь, конвенции Гааги и Женевы написаны кровью войн и фронтовым опытом столетий. Смысл этих документов предельно ясен – не соблюдает их проигравшая сторона тот, кто слаб, труслив, не имеет воинской чести и морального превосходства в войне. Но это совсем не значит, что, если мы всех пленных нацистов отправим на курорт, то нас сразу станут уважать воющие с нами нацисты и отменят свою русофобию и ненависть к нам.

Война – это не спортивный турнир, здесь снисхождение и поблажки поверженным врагам выглядят иначе. Народ, истекающий кровью, пославший в бой не на жизнь, а на смерть своих сыновей и дочерей, не просил страну быть чрезмерно милосердной к нацистским военным. Поэтому самый лучший способ отношения к пленным – это руководствоваться конвенциями, строго и точь в точь использовать права и выполнять обязанности.

Не буду углубляться в статьи и пункты конвенций, сыпать параграфами и цитатами (поверьте, их много есть у меня). Кратко обрисую суть дела. Держащей в плену державе:

1. Не следует торговаться по поводу обменов военнопленными. По конвенциям обмен может быть только после окончания войны и подписания мирных соглашений. В международном праве это называется – репатриация. Суровая необходимость держать пленных до конца боёв вызвана тем, что мы не знаем, кто ещё может попасть в плен и как обмен пленным отзовётся на нашей боеспособности. Например, можем ли мы менять пленного, если от него зависит нанесение нам большего урона, если он классный снайпер, лётчик ас, или талантливый стратег. А тем более, если военнопленный виновен в тягчайших военных преступлениях. Разве можно до того, как правосудие свершится, прощать военнопленному его преступления и отпускать домой. Мы же не делаем это в отношении своих граждан. Тем более странно выглядят коммерческие торги по поводу освобождения захваченных в бою иностранных наёмников в обмен на каких-то деятелей, чужих арестантов.

2. Все военнопленные должны быть отправлены в лагеря. Их содержание там должно определяться законом воюющей стороны. Конвенции устанавливают некоторые особенности режима их содержания, но в них нет ничего, что требует организовать этот режим лучше, чем в тюрьмах для обычных уголовников. Наоборот, конвенции прямо предписывают отправлять военнопленных подальше от зоны боевых действий и привлекать там к работам на благо страны. Конвенции дают право вершить правосудие и даже казнить военнопленных по закону.

3. Расходы на лечение и содержание военнопленных тоже не простой вопрос. С какой стати из бюджета на них должны тратиться народные деньги населения, умирающего и нищающего во время войны. Плен – это не частное благотворительное мероприятие. Конвенции дают право держащей в плену державе – эксплуатировать рабочую силу пленных, строго учитывать свои расходы на них и определять порядок их погашения за счет врага – противоборствующего государства.

4. Правовое положение военнопленных должно быть урегулировано специальным нормативным правовым актом, в котором всё должно быть расписано конкретно в каких пунктах, на какой баланде и под какими замками должны содержаться военнопленные. Конвенция не вникает в национальные правила гауптвахт и лагерей, но она обязывает воюющее государство принять соответствующие законы. Так, уже 1 июля 1941 г. в самом начале Великой Отечественной войны постановлением Советского правительства было утверждено Положение о военнопленных. Это был суровый и лаконичный документ, в нём нет излишеств, но твёрдо чувствуется сила, мощь и справедливость державы, вступившей в схватку с нацизмом.

5. Есть и множество других нюансов и особенностей правового статуса военнопленных, исходя из действующих Конвенций. В этом формате не стану углубляться и утомлять читателя. Достаточно того, что как сумел здесь привлёк внимание общества к теме, которая в Третьей Женевской конвенции 1949 г. чётко определена: военнопленные находятся во власти всей державы, но не отдельных должностных лиц (ст. 12).

Думаю, мы всей страной правильно и мудро решим эту задачу военного и гуманитарного права.