Найти в Дзене

Красная горка. Лельник. Ярилки

Слово «Красная Горка» известно по всей России и знаменует в общем своем значении весну с ее красным солнышком. Заклинание весны идет в это время, как в прекрасный весенний праздник, с которого по большей части начинают играть в горелки. А когда станут распускаться листья, то начинают водить хороводы. Праздник Лели и Ярило можно объединить и праздновать в один день. На проведенном обряде, посвященному дню Лели и Ярилы парни и девушки собираются вместе, жрец запускает всех девушек и парней, славят двух Богов, проводят обряды и потом уже расходятся чествовать своих Богов по отдельности, девушки Лелю, а парни Ярило. И уже в конце, когда проходят обрядово-игровые действа, все вместе собираются на пир. Тогда уже устраивают вместе хороводы, парные игры такие как «ручеек» и т.д. Лельник – праздник женский, принято в такой день дарить всем девочкам, девушкам и женщинам цветы. Цветы в праздник Богини Лели означали сохранение молодости, красоты, очарования и женственности. Праздник этот связан с

Слово «Красная Горка» известно по всей России и знаменует в общем своем значении весну с ее красным солнышком.

Заклинание весны идет в это время, как в прекрасный весенний праздник, с которого по большей части начинают играть в горелки. А когда станут распускаться листья, то начинают водить хороводы.

Праздник Лели и Ярило можно объединить и праздновать в один день.

На проведенном обряде, посвященному дню Лели и Ярилы парни и девушки собираются вместе, жрец запускает всех девушек и парней, славят двух Богов, проводят обряды и потом уже расходятся чествовать своих Богов по отдельности, девушки Лелю, а парни Ярило. И уже в конце, когда проходят обрядово-игровые действа, все вместе собираются на пир. Тогда уже устраивают вместе хороводы, парные игры такие как «ручеек» и т.д.

Лельник – праздник женский, принято в такой день дарить всем девочкам, девушкам и женщинам цветы. Цветы в праздник Богини Лели означали сохранение молодости, красоты, очарования и женственности.

Праздник этот связан с другим, не менее известным праздником – Днем Ярилы Вешнего, в который первый раз в году выгоняли скот в поле. поскольку для празднования выбирали самый большой красивый холм за околицей.

На холме ставили маленькую скамейку из дерева или из дёрна. В деревне выбирали самую видную девицу, и она играла Лелю. На скамью, на которой она сидела, вокруг неё раскладывали подарки – дары богине плодородия: масло, сыр и другие молочные продукты, яйца… Вокруг скамейки девушки укладывали сплетённые ими венки, которые затем Леля надевала на них же. В этот праздник, как и во многие другие, часто водили хороводы – популярный не просто танец, а своеобразный обряд, который мы также встречаем во многих европейских традициях. В древность на праздник под названием Лельник девушки совершали разные обряды для счастливого замужества и обретения детородной силы

История этого интересного и красивого праздника восходит корнями к мифологии – он посвящен славянской богине юности и любви – Леле, дочери богини Лады и бога Сварога.

По окончании праздника на вершине горки или холма разжигали костер, вокруг которого также водили хороводы и пели песни.

-2

Девушки, собирались в лесу на поляне, водили хороводы, пели веселые песни про весну и Живу (кукушка представляет собой связующее звено между Живой и молодыми девушками), прыгали через ритуальный костер и устраивали небольшое символичное пиршество.
В этот праздник, можно было покумиться, то есть породниться душой с любым близким человеком. Для этого нужно было поцеловаться через березовый венок (береза — символ любви и чистоты у славян) и произнести следующие слова:
Кумись, кумись, роднись, роднись, у нас на двоих — общая жизнь. Ни радость, ни слезы, ни слово, ни случай — нас не разлучат.
В разных частях славянской Руси праздник имел собственные ритуалы и обычаи, но общей для всех оставалась идея кумления. Кумление происходило в один из праздников троицкого цикла (Вознесение, Семик, Троица, Духов день), иногда раньше — во 2-е воскресенье после Пасхи, т. н. Кумишное, Кумитное воскресенье. Сам процесс установления отношений кумовства назывался кумиться, кумиковаться, семичаться (от Семик).

Хороводница заводила хоровод и все за ней повторяли слово в слово заговор: "Здравствуй, красное солнышко! Празднуй, ясное ведрышко! Из-за гор-горы выкатайся, на светел мир воздивуйся, по траве-мураве, по цветикам по лазоревым, подснежникам лучами-очами пробегай, сердце девичье лаской согревай, добрым молодцам в душу загляни, дух из души вынь, в ключ живой воды закинь. От этого ключа ключи в руках у красной девицы, зорьки-заряницы. Зоренька-ясынька гуляла, ключи потеряла. Я, девушка (имярек), путем-дорожкой прошла, золот ключ нашла. Кого хочу - того люблю, кого сама знаю - тому и душу замыкаю. Замыкаю я им, тем золотым ключом, добраго молодца (имярек) на многие годы, на долгая весны, на веки веченские заклятьем тайным нерушимым".

-3

Ярилу изображал кто-либо из жителей. Его украшали цветами и обвешивали колокольцами и бубенчиками, в руки ему давали колотушку, и все шествие сопровождалось стуком в барабан или лукошко. Но чаще, в других местах, все-таки Ярилу представляло чучело.

Праздник состоял в том, что ночью на холме над рекой жгли костры, угощались у костров, парни и девушки купались, потом бросались крашеными яйцами, придавая этому некий скабрезный смысл. Молодежь гуляла всю ночь,

Центральный момент ритуала — «погребение Ярилы», или «похороны Ярилиной плеши». Как пишет Пропп, «обряд его похорон обычно в точности соответствует обряду похорон Костромы». Однако есть одно существенное отличие: это отчетливая эротичность. Фаллическое чучело Ярилы — «с ярко выраженными мужскими атрибутами» — клали в гроб и «с плачем и воем» опускали в могилу. В Костроме Ярилу изображала небольшая кукла «с огромным детородным удом». Гроб с куклой старик в поношенном платье нес на руках, его сопровождали женщины, которые причитали и жестами выражали скорбь. Затем в поле совершалось погребение, после чего сразу же начинались игры и пляски. Иногда вылепленные из глины куклы (Ярилу и Ярилиху) разбивали и сбрасывали в воду.

Юноши, в свой черед, выходят на смотрины, совершающиеся на весеннем вольном воздухе, под зеленеющими навесами распускающихся деревьев. Бывает и так, что на месте «зеленых смотрин» происходит и самое рукобитье. Местами существует обычай (например, в Костромской губернии), позволяющий парням, в честь Матери-Сырой-Земли, обливать водой приглянувшихся им девушек. Кто обольет которую, тот за нее и должен свататься,- гласит обычное, нигде, кроме памяти народной не записанное, право.

Еще был обычай сходиться молодежи за околицей и водить там, на задворках, хороводные игрища, величая Весну-Красну. При этом наиболее удалые из парней влезают на деревья и прыгают с них наземь, перескакивают с разбега через плетни; а другие ходят вокруг сенных стогов или соломенных ометов и поют:

«Как из улицы идет молодец,

Из другой идет красна-девица,

Поблизехоньку сходилися,

Понизехонько поклонилися.

Да что возговорит доброй молодец:

- Ты здорово ль живешь, красна-девица?

- Я здорово живу, мил-сердечной друг;

Каково ты жил без меня один?» и т.д.

Эта песня имеет то же самое значение для деревенской брачующейся молодежи, как и только что описанное обливание водою.


Написано по материалам В.Я Проппа и Д.К. Зеленина
Автор: Ольга Стельмах