Найти тему
Алексей Харин

ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ЭПОПЕЯ А.ДЖ. ТОЙНБИ

ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ЭПОПЕЯ АРНОЛЬДА ДЖОЗЕФА ТОЙНБИ

Снимок взят с сайта:   https://lh3.ggpht.com/9DDOy2BGyTf-SleJ0jSyr6v16rxTfyt2E5TDUC4JBmuKQqiiZsy6lMmq
Снимок взят с сайта: https://lh3.ggpht.com/9DDOy2BGyTf-SleJ0jSyr6v16rxTfyt2E5TDUC4JBmuKQqiiZsy6lMmq

Прерву пока рассказ о Толкине. На днях выложу и о нём заметки. А сегодня будет материал о А.Дж. Тойнби.

Постоянно пропускаю замечательные даты – дни рождения выдающихся мыслителей, людей, без которых мир был бы иным. Безусловно, не только мыслители меняли мир. Но беру пока отчасти то, что ближе. Если вспоминать ещё полководцев, политиков, писателей, поэтов, историков то…

Хотя, конечно, порой и вспоминаю.

А на днях был как раз День рождения английского историка и мыслителя, Арнольда Джозефа. Он родился 14 апреля 1889 г. А умер 22 октября 1975 г. Я чуть-чуть застал его – мне был примерно год, когда он ушёл из жизни. Т.е. мы с ним почти современники. Почти :).

Притом это ещё и очень интересная личность. Он не только преподавал, но и работал и журналистом и дипломатом. Много путешествовал.

Чем же примечателен Тойнби как мыслитель? Когда-то писал уже о нём заметку, но А. Дж. Тойнби один из тех о ком можно писать бесконечно. Если брать англичан, то его можно сравнить с Шекспиром, создавшим монументальный поэтический мир, или с Толкином, создавшим монументальную трилогию «Властелин колец».

Тойнби создал не менее монументальную, нежели его предшественники, эпопею. Правда в данном случае, панораму мировой истории. Но это было не просто какое-то описание истории. Не монография или учебник, в которых бы тщательно разбирались все периоды мировой истории…

Нет. Как в монументальной эпопее Шекспира или Толкина мы видим множество характеров, различные народы с их ментальностью, так и у Тойнби перед нами проходят египетская, эллинская и иные цивилизации.

Развивая историософскую концепцию Освальда Шпенглера (а во многом и полемизируя с ней), мыслитель в 12 томах своего великого «Постижения истории» рассматривает историю отдельных цивилизаций. Их он выделил в мировой истории 21. Правда, по ходу повествования про 13 цивилизаций автор «забывает».

Тем не менее, перед нами развёрнутая концепция истории цивилизаций. Концепция противостоящая европоцентристскому, линейному видению мировой истории (пусть и не бесспорная, подобно той, которую критиковал Тойнби). Кстати, Тойнби неоднократно критиковал и Запад за проводимую им агрессивную политику. Размышляя о России, он не только указывал на её негативные черты, но и подчеркивал, что нашей стране постоянно приходилось вести оборонительные войны. Москва, для Тойнби –форпост на пути очередной западной агрессии. Притом, как подчёркивал историк, именно в глазах западного общества Россия всегда была агрессором.

Под пристальным взглядом историка, кажется, ничего не укрывается: универсальные государства и вселенские церкви, генезисы и надломы цивилизаций. При этом Тойнби не настаивает на фатальности гибели цивилизаций как Данилевский или Шпенглер. Тойнби допускал возможность выживания цивилизации. Здесь, по его мнению, многое зависит от качеств правящей элиты. Хотя и не только…

Обращается он такому интересному периоду в истории как героические века, и анализирует контакты между цивилизациями во времени. Размышляет и над такой проблемой, как закон и свобода в истории…

Не будем подробно вдаваться в разбор идей и тем, которые затрагивал английский историк. Тем более что и раньше уже приходилось писать о них.

Отметим только несколько моментов. Да, в чём-то концепция Тойнби вызывает споры. Это и «исчезающие» куда-то отдельные цивилизации, и само определение цивилизации как таковой (у Тойнби оно дано расплывчато). Тойнби выделил несколько типов «задержанных цивилизаций», тех что не развили свой потенциал. Но и здесь с ним можно спорить.

Вместе с тем, повторимся, Тойнби создал грандиозную концепцию мировой истории. Увы, у нас вместо 12 томов пока изданы лишь «выжимки» из его «эпопеи»… И небольшое «приложение» к этому –прекрасные лекции А. Тойнби о цивилизации.

А.Дж. Тойнби предложил и интересную концепцию зарождения цивилизаций – это его теория «Вызова-и-Ответа». Английский историк отмечал неоднократно, что суровые природные условия (подобно давлению других народов) дают толчок развитию цивилизаций. По его мнению, и изгнание человека из Рая было для него подарком со стороны Бога… Именно в сложных условиях общества и развиваются. Правда не всегда (отсюда и феномен «задержанных обществ»). Тоже спорная концепция, но любопытная…

Интересен и его анализ тех групп, что возникают в любой цивилизации по отношению к заимствованиям («зилотизм» и «иродианство»).

Предупреждает Тойнби и о возможном столкновении в будущем цивилизаций.

Любопытны предупреждения Тойнби и учёным, в том числе историкам. По его мнению, «учёный, допустивший бесконтрольное развитие своей любознательности, рискует растерять свою творческую потенцию». Совет мудрый для нас всех.

Актуально звучат идеи Тойнби о необходимости духовного обновления и Евроатлантикии других цивилизаций, об отказе от абсолютизации материальных ценностей и меркантилистской философии, о возрождение гармонии между природой и человеком.

Нельзя не задуматься и над предупреждением Тойнби (которое раньше высказывал Шпенглер) о том, что «милитаризм – общая черта надлома и распада» цивилизаций…

В связи с этим представляют интерес и размышления Тойнби о причинах надлома цивилизаций. Они кроются, в первую очередь, в потере элитой своих креативных способностей и авторитета. А это уже создаёт опасную ситуацию для цивилизации. Увы, 30 лет назад мы могли это наблюдать воочию…

О Тойнби можно говорить много. Но всё-таки, главное, его читать. Услышал о Тойнби ещё на излёте советской эпохи. Остаётся сожалеть, что в годы учёбы на истфаке знакомство с Тойнби почти не состоялось, хотя в 1990-м году появилось первое издание отрывков из Тойнби. Читал эту книгу – «Постижение истории» в 1996 г. Но, увы, немного иное тогда было время…Либо ещё настоящая встреча не произошла. В 2000-е гг. читал отдельные отрывки из опубликованных работ Тойнби. Безусловно, давал и студентам читать на занятиях по истории мировых цивилизаций. И только в 2016 г., по сути через 25 лет после того как в первый раз прочёл о Тойнби, удалось почитать наиболее полный перевод его выжимок – «Исследование истории».

Много приходилось встречать в сетях высказываний, что гораздо интереснее русские мыслители – Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, Л.Н. Гумилёв. Или что оригинальнее Освальд Шпенглер и т.п. НЕ говорю уже о критике Тойнби многими мыслителями.

Тем не менее, все указанные (и иные) авторы это – классика цивилизационного подхода к истории. И у каждого из них можно найти что-то для себя.

Главное (и тут по-своему актуален Тойнби) не скользить глазами по лентам соцсетей, впихивая в себя всевозможную информацию. А открыть любимого автора (Тойнби, Шпенглера, Данилевского) и погрузиться в этот чудесный мир мысли… Остаётся надеяться, что общение с Тойнби как и с иными умными собеседниками доставит массу наслаждения.