«Дисциплина была безжалостной. Когда дети не оправдывали ожиданий, их били по лицу так сильно, что те истекали кровью. Кроме того, их ежедневно пороли розгами», — рассказывает Алда Сигмундсдоттир об обычаях, царивших в Исландии всего несколько десятков лет назад.
Из рассказов Алды:
В то время всем приходилось работать, и тяжело. Мужчины, женщины и дети работали с пятилетнего возраста. Зимой дети делали все, что могли — ухаживали за животными, опорожняли горшки и так далее.
Например, моя бабушка рассказывала нам, как в семь лет ей приходилось мыть плевательницы в ближайшем ручье в сильный мороз. Ее семья распалась, когда отец утонул, а бабушка ушла (обычно это было после смерти хозяина дома). Но об этом позже.
Дети тряслись от страха
Как я упоминала ранее, летом детей часто отправляли сторожить овец на горных пастбищах. Обычно они начинали работать на пастбище в возрасте семи-восьми лет, иногда даже раньше.
Трудно представить сегодня, что такого маленького ребенка отправят спать одного на опушку высокогорья, в те ужасные места, которых все боялись, потому что верили, что их там преследуют призраки и упыри. Не говоря уже о спрятавшихся где-то изгоях, совершивших какие-то гнусные поступки и в результате изгнанных из общины.
Все это было страшно для детских сердец, что нетрудно представить. Всю зиму, они слушали рассказы о привидениях и изгнанниках, и, хотя летние ночи были яркими, по-настоящему ярко было только во время летнего солнцестояния. В остальное время посреди ночи было темно, и дети дрожали от страха перед тем, что скрывалось в тенях.
Хуже того, требования, предъявляемые к детям, были чрезвычайно строгими. Если они плохо себя вели, их часто строго наказывали. А под плохим поведением я подразумеваю сон, во время которого овца убегала или становилась добычей хищников, лис или даже ястребов. «Потеря» животного часто приводила к жестокому физическому наказанию.
Целые ночи, проведенные в залах
Тем не менее, охрана овец не пугала всех детей. В некоторых случаях требования, предъявляемые к подросткам, были не такими строгими. Например, им не всегда приходилось ночевать на пастбищах. Иногда они были там только днем, и тогда они часто могли играть с ягнятами или делать то, что хотели.
На самом деле, часто детей оставляли на ферме под бдительным присмотром взрослых, которые слишком регулярно давали им задания.
Говоря о наказаниях, то, как дисциплинировали исландских детей, могло быть очень пугающим. В книге "slenzkir jhttir" прямо описывается обращение с детьми, там говорится, что навязываемая им трудовая этика была настолько экстремальной, что многие из них не достигали полной зрелости.
Жестокое обращение из-за любви
Дисциплина была безжалостной, и никакой слабости не допускалось. Когда дети не оправдали ожиданий, их били по лицу так сильно, что те истекали кровью. Кроме того, их ежедневно стегали плетьми.
«Это сделало детей упрямыми и холодными, сделало их упрямыми и лживыми и разрушило их разум», — пишет автор книги Йонас Йонассон. Он был уверен, потому что был и священником, и учителем.
Странным, как это может показаться, насилие было не из ненависти, а из любви. Лишенные психологических знаний люди считали, что жесткое обращение с детьми — лучший способ превратить их в сильных взрослых.
Как правило, людям внушали, что Бог — безжалостный тиран и что, совершив грех, они навлекут на себя Его гнев, тем самым обрекая себя на ад и вечное проклятие.
«В детей надо вбивать любовь»
Этот «страх Божий» был предназначен для того, чтобы удерживать людей от совершения грехов. (Я уверен, что такой образ мышления был распространен не только в Исландии, но и в Европе и других странах.)
Точно так же детей нужно было удерживать от озорства и грубого поведения. «В детей надо вбивать любовь», — гласит народная поговорка. Церковь учила, что люди должны «целовать жезл» Божий — то есть инструмент, которым их били. Тем же детям часто приказывали буквально целовать палку, которой их стегали.
Эти указания предусматривали короткую передышку, поскольку порка в Великий пост не применялась. Это длилось недолго, так как наказание за все проступки, совершенные в этот период, были отложены до Страстной пятницы, когда и происходило «возмездие». Таким образом, буквально и целенаправленно воссоздавали страсти Христовы.
С избиениями часто сталкивались дети, принадлежавшие муниципальным властям – так называемые нидурсетнингар из приемных семей. Они испытали различные виды жестокого обращения. Также в многодетных семьях кто-то из них пользовался благосклонностью родителей, а кто-то нет.
Отвергнутых называли "olnbogabrn", буквально «дети локтя» (не знаю, откуда взялось это название). Наконец, с пасынками жестоко обращались. Но это не должно удивлять тех, кто читал хотя бы одну сказку.
Насилие это плохо. Спасибо за ваше внимание! Буду рад видеть от вас поддержку лайком.