В то время как Ив Кляйн участвуя в выставке «Пустота», демонстрировал полную свободу от повседневного мира предметов и воспевал нематериальное, дабы возвестить художественную независимость, французский художник Арман посвятил свое творчество изобилию вещественного.
В 1960г. в галерее Ирис Клер в Париже прошла его выставка «Наполненность». Арман пригнал туда целый грузовик предметов самого разного происхождения и разгрузил их так, что посетители смогли увидеть сквозь витрину лишь огромную кучу мусора и прочей дряни.
Урожденный Арман Пьер Фернандес стал одним из основателей направления новых реалистов, превратившись в лидера группы, члены которой объединились благодаря не какому-либо конкретному стилю, но стремлению к радикальным жестам.
После поездки в Нью-Йорк в 1963 г. Арман также стал оказывать решающее влияние на развивавшееся параллельно направление американского нового реализма.
Начиная с 1959 он считался «отцом» «аккумуляций». В работах мастера композиция действительно состояла из скопления различных объектов, чаще всего заключенных в плексигласовые контейнеры. Бесконечные «аккумуляции» Армана (по признанию самого художника, он не столько открыл этот принцип, сколько вещи сами обнаружили его) — это собрание предметов, взятых из повседневной жизни и кажущихся на первый взгляд случайными.
Однажды Арман расположил содержимое мусорного ведра в искусственном каучуке, таким образом достигнув эффекта, напоминающего дадаистские коллажи Курта Швиттерса.
Позднее объекты проходили тщательный отбор: так появилась «Аккумуляция молочников».
Перед нами металлические эмалированные молочники, расположенные самым причудливым образом. На них видны следы использования, каждый из них уникален благодаря оттенку цвета, степени изношенности или повреждениям, у каждого из них своя история.
Люди, приобретающие подобные предметы на «блошиных» рынках, прекрасно знают, что они покупают не только отдельно взятый предмет, но и его прошлое. Впоследствии такой предмет чаще всего служит декоративной цветочной вазой или становится частью индивидуального пространства и, таким образом, перестает выполнять свою первоначальную функцию.
Сын торговца антиквариатом, Арман провел значительную часть своего детства на «блошиных» рынках, и концепция подобной «Аккумуляции» была ему знакома сызмальства. Порой его бабушка заполняла картонные коробки пробками и кусочками бечевки и старательно помечала их этикетками.
В кажущейся на первый взгляд простой «Аккумуляции» Армана молочники становятся символом потребительского общества, их можно рассматривать как комментарий поведения граждан-потребителей.
Многочисленные предметы в произведениях Армана не следуют какой-либо коммерческой логике, тем не менее можно считать, что они наводят нас на мысль об экспозициях в универсальных магазинах, где на продажу выставляются целые ряды подобных вещей.
Графический образ мира, постепенно погружающегося в бездну мусора, связывает эту и другие «Аккумуляции» с «Компрессиями» французского художника Сезара, который демонстрировал остовы автомобилей, спрессованных в напоминающие стелы блоки.
Благодаря прозрачному корпусу и узнаваемости предметов, Арман, несмотря ни на что, успешно предоставляет нам прямой доступ к реальности жизни, и мы начинаем понимать, почему художник называл свои предметы «очеловеченными».
Арман с эстетической точки зрения представляет нам новый взгляд на знакомый феномен.