Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение) - один из любимейших народом праздников. В этот день люди приходят в храм не с пустыми руками, но с пушистыми ветками верб ("вербочками"). Эти вербы освящаются на Всенощном бдении после чтения Евангелия. А затем бережно хранятся до следующего Вербного воскресения. Ими украшаются домашние иконы, они приносятся на могилы усопших. Из почек верб даже варится специальная "вербная" каша - для подвижников.
Все это понятно.... Непонятно другое. Когда Вход Господень в Иерусалим стал Вербным воскресением? Почему в храм приносятся вербы (а не пальмы)? Что означает вербная атрибутика? Давайте разбираться...
1. Когда Вход Господень в Иерусалим стал Вербным воскресением? Традиция праздновать Вход Господень в Иерусалим торжественно и пышно появилась еще в древней Руси. Скорее всего, на рубеже XVI и XVII веков. Об этой традиции свидетельствует немецкий наемник на русской службе (1601-1613) Конрад Буссов. В своих записках о Смутном времени К. Буссов поражается религиозности "московитов" и их обрядам. По словам Буссова, "московиты" очень любят обряд "шествия на осляти", в котором участвует русский царь и патриарх. Этот обряд у К. Буссова проводится в "Вербное воскресенье". Немецкий наемник говорит:
"В этот день (в Вербное воскресение - Христофор+) царь идет из Кремля в церковь, которую они называют Иерусалимом, а патриарх едет, восседая на осле, и этого осла царь должен вести под уздцы. Впереди идет клир в священническом облачении и поет по своему обычаю Осанну" (К. Буссов).
Таким образом, совершенно очевидно, что в начале XVII века словосочетание "Вербное воскресение" уже давно и прочно используется в обиходе русского языка. В дальнейшем любовь "московитов" к вербам только увеличивается. По уверению И. Е. Забелина, в 1627 году для празднования любимого народом праздника (Входа Господня в Иерусалим) закупается немалое количество вербного "припасу": 13 фунтов смокв, 13 фунтов "изюму кафимского", 4 фунта фиников, 300 грецких орехов ("Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетии").
Обряд "шествия на осляти" уходит в небытие при Петре I. После смерти патриарха Адриана в 1700 г. Петр Великий не назначает нового патриарха. А в 1721 году подписывает манифест об учреждении Духовной коллегии (получившей чуть позже наименование Святейшего правительствующего Синода). Обряд "шествия на осляти" уходит. А вербы остаются.
2. Почему в храм приносятся ветки вербы? Вообще, Евангельская история связывает Вход Господень в Иерусалим не с вербами (и ни с какими другими деревьями), а с пальмами. Именно пальмовые ветви (а не ветки верб) бросает под ноги въезжающему в Иерусалим на осле Господу Иисусу Христу предшествовавший и сопровождавший Его иудейский народ, радостно ликуя и крича: "Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!" (Матф.21:9).
О пальмовых ветвях, устилающих путь Спасителя, говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов. Он пишет, что "множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали" (Ин.12:12-13).
Тем не менее, в РПЦ праздник связывается не с пальмами, а с вербами. Возникает вопрос: почему? Уж нет ли здесь связи с дремучим язычеством? Ведь верба традиционно считается атрибутом славянского бога Перуна. Ее в древности и называли соответственно: "Перунова лоза".
Однако никакой связи нет. Все дело только в том, что в средней полосе России пальмы не растут (климат не тот). Их не используешь в обряде. А верба из всех деревьев весной зацветает самой первой. Вот и выбрали вербу, чтобы можно было встретить праздник и при ранней Пасхе.
Таким образом, верба - не магический амулет и не языческий оберег. Это просто Евангельский символ. Она приносится в храм не для того, чтобы приобрести "защитные силы", а чтобы способствовать спасению человека.
В молитве на благословение ваий говорится: "Ты Сам сохрани и сбереги и нас, подобно им (Евангельским иудеям - Христофор+) носящих в руках в этот предпраздничный день пальмовые и других деревьев ветви".
3. Что означает вербная атрибутика (символика)? Здесь речь пойдет, конечно, не о символике вербы, а о символике пальмы. Как мы помним, ветки вербы на праздник Входа Господня в Иерусалим - вынужденная мера, вызванная особым географическим положением нашей страны.
Что же касается пальмы, то ее ветвь - это очень известный на Востоке символ. Весьма позитивный во многих культурах, надо сказать. У египтян пальмовая ветвь олицетворяла бессмертие. В Древней Греции пальмовую ветвь получали победители Олимпийских (и иных) игр. Древние римляне наделили пальмовой ветвью богиню Победы (Триумфа) - Викторию.
Ранние христиане, конечно, переосмыслили значение этого символа. У них пальмовая ветвь получила значение победы духа над плотью и жизни над смертью (Откр.7:9). Поэтому святых мучеников, отдавших жизнь за Христа, нередко изображали в иконографии с пальмовыми ветвями.
Беря в руки вербы (или пальмовые ветви) христиане со-радуются Промыслу Божию о спасении всего человечества и уподобляются тем Евангельским детям (Матф.19:14), которые, встречая Господа, "побе́ды зна́мения нося́ще" (Тропарь на Вход Господень в Иерусалим).
А что знаете об истории праздника Входа Господня в Иерусалим вы, дорогие читатели? Когда его впервые начали праздновать в Церкви? Оставляйте комментарии (мне интересно знать ваше мнение), не забывайте про лайки и подписывайтесь на канал "Христофор+".
Читайте также другие статьи:
Какие аксессуары одежды Иисуса Христа достались римским воинам?Какое Копье Судьбы (из 4 известных) принадлежало сотнику Лонгину?
7 интересных фактов о римском сотнике, который командовал распятием Христа.
5 загадок таинственного праздника Успения Богоматери