Время — это простор для развития способностей.
К. Маркс
Приветствую тебя, уважаемый читатель!
После вынужденного перерыва я вернулся к статьям, процесс написания идёт. Не особо быстро, но всё же.
Сегодня я расскажу, насколько непростая ситуация с узорами, как применимы татуировки в резьбе и пару любопытных моментов, которые стали для меня небольшим, но всё же открытием.
Небольшое вступление:
Пожалуй, на данный момент наиболее трудоёмкие для меня работы связаны именно с вырезанием объёмных, выпуклых элементов, как в фигурках, так и в узорах. Крайне тонкая работа, требующая недюжинной твёрдости руки и, самое главное, умения почувствовать, когда нажим ослабить, а когда можно немного усилить.
Итак, приступим.
«Если попытаться методом перебора найти что попроще, то так до старости можно перебирать» - подумал я и начал сразу же с кельтских узоров, там были несложные совсем…..
…..Были же, да? Естественно, я нашёл множество эскизов, которые оказались своего рода шаблонами для татуировок. Как оказалось, кельтский крест, трискелион, кельтский узел достаточно популярны в виде тату.
И это прекрасно, потому что их очень удобно переносить на бумагу, они чёткие, яркие, с хорошо видимыми границами… Вот только не выглядели они как что-то, с чем я справлюсь. Ну да и ладно, главное - попытаться.
Первый час ушёл на перерисовку узоров, потому что с экрана переносить неудобно. А потом я сходу наткнулся на собственную ошибку, причём в очевидном моменте: с экрана - то я рисунок перенёс, но вот на дощечку….
Кальку я не взял, забыл про неё напрочь, кому она нужна вообще, когда работает начинающий мастер? Шутки шутками, но мне пришлось прикладывать лист к доске, обвести узор карандашом ещё раз пять, буквально выдавливая его на поверхности заготовки, а потом обводить, опять же карандашом. Да, геморрой тот ещё, мой вам совет – помните про кальку и покупайте её обязательно, времени сэкономите море.
Наконец, обведя выдавленное, я начал вырезать.
Так, сначала контур, ножом, аккуратно, потом ещё раз контур, им же, теперь взять полукруглый штихель… Так, а как им действовать вообще, он ж по прямой не хочет резать? Тут мои мучения увидел отец и пояснил, что надо не просто давить, но и слегка проворачивать инструмент, как будто вытираю внешнюю поверхность лезвия.
Сложно звучит, понимаю. Если по-простому, то движение похоже на то, как у виска крутят пальцем, причём одновременно надо совсем чуть-чуть давить вперёд.
Мда, проще не стало. Что ж, я попытался объяснить, по крайней мере.
Возвращаемся к узору.
Более-менее усвоив, как надо делать, я продолжил работу. Минут через 15, по ощущениям, я закончил трискелион, некрасиво получилось, аж жуть. На часы посмотрел, а прошло, оказывается, пять часов. То есть, максимальная сосредоточенность на подобном деле не просто помогает развить мелкую моторику (настолько, что первое время пальцы болят) , но и позволяет потратить уйму времени с пользой, не заметив этого.
Да, из 16 часов первые шесть были, по сути, подготовкой и началом работы.
В любом случае, надо было довести дело до конца. Все задиры, неровности я принялся шлифовать, сначала крупной наждачной шкуркой (Р40), чтобы убрать острые грани и крупные недостатки. Царапин было…..Естественно, я наделал ошибок, где можно и нельзя:
- Сначала шлифовал поперёк канавок узора.
Вы спросите «И где ошибка?»
А ошибка в том, что опытные люди в первую очередь продольными движениями обрабатывают контур, делая прорези более плавными на изгибах и потом приступают к скруглению граней. А я неопытный, но очень умный, поэтому сделал всё наоборот. Результат был не совсем плачевный, но изрядно усложнил исправление огрехов, например, те же царапины – та ещё головная боль.
- Слишком сильно торопился.
Да, именно так. Шлифовка, особенно шкуркой с крупным покрытием, не терпит спешки, ведь каждый сантиметр должен быть ровным, грани – скруглёнными. Если останется хоть чуть-чуть волнистой поверхности, крохотный задир, царапина от ножа, то в конце обработки эффект будет уже совсем не тот, что должен быть: хотеть потрогать этот узор ещё, провести рукой по нему…. Естественно, ещё два часа ушло на черновую обработку.
На очереди был следующий этап: сглаживание царапин от крупного наждака.
Принципиальных отличий от первого этапа особо нет, но, как я и писал в прошлой статье по резьбе, которая «Взгляд новичка», есть такой момент, что одна из шкурок помельче (Р150) норовит покрасить в синий цвет просто всё, стоит рукам чуть вспотеть. Конечно же, это случилось, пришлось срочно приступать к третьему этапу…..
….Финальной обработке.
Казалось бы, куда ещё-то? И так дерево уже на ощупь как кусочек шёлковой ткани, но нет, необходимо «прогладить» его самой мелкозернистой шкуркой, которая у меня была, а заодно убрать всю синеву, которая смотрелась очень сомнительно, особенно на чистой, белой поверхности.
Если понаблюдать со стороны, то покажется, что у человека крыша малость потекла: гладкой шкуркой проходить гладкое же дерево.
Рассказываю, почему именно этот, последний, шаг – едва ли не самое главное во всей шлифовке.
Вот смотрите: грани убраны, руками дефектов не ощутить, всё белое, симпатичное, но что-то не так. Не объяснить словами, но щупаешь и понимаешь, что нет, не хочется трогать ещё раз. Соответственно, берём кусок гладкой, как колено, шкурки (Р800) и начинаем ей шлифовать. Узор начинает приобретать:
- Блеск.
Да, по сути, мы его полируем, как полируют металл ворсистой тканью.
Смотрится на редкость симпатично и, опять же, трогаешь, а дерево ещё больше напоминает шёлк.
- Гладкость.
Да, опять. Да, снова про неё.
Но, поверьте на слово, ощущения непередаваемые, когда кажется, что кусок дерева, даже не покрытый ни лаком, ни краской, ни парафином, возьмёт и потечёт сквозь пальцы, настолько он идеален на ощупь. Это заняло ещё час примерно.
А потом случилось то, что чуть не заставило меня этот идеальный кусок просто бросить на стол и забыть о нём напрочь.
Я оставил нож на краю верстака и, когда потянулся за кусочками линолеума, чтобы проложить ими почти готовую заготовку и зажать её в тиски, зацепил нож, лежавший сбоку, рукой.
Во-первых, порезался, острое ж всё, как бритва, ещё и правится в процессе вырезания. Но это не самое страшное.
Во-вторых, пара капель крови упала на заготовку.
Вот это уже была катастрофа, потому что дерево, особенно ничем не покрытое, впитывает всё, как губка. Да, здравствуй, первый этап шлифовки, давно не виделись. Фактически, я отбросил сам себя на несколько часов работы назад, если совсем не загубил почти готовую работу, потому что если впиталось глубоко, то снимать слоёв дерева придётся много, как ни крути.
Мда.
Классическая ситуация, кстати, когда последний шаг до цели и ты спотыкаешься, падаешь и заново всё делаешь.
Обидно было просто невероятно, в первую очередь, из-за того, что работа испорчена. Да, она не на продажу, не на заказ, для себя и вообще я учусь… Но это не повод забрасывать всё и сдаваться.
Вот что я вам скажу – неспроста кровь считается одной из самых трудновыводимых жидкостей, если уж она впиталась. Снимая слой за слоем, я по-прежнему видел чёртовы пятна, ругался, снимал дальше, всё повторялось, но, спустя минут сорок-сорок пять, я увидел чистое дерево.
Сказать, что это был праздник – не сказать просто ничего.
На задний план ушла усталость, подрагивающие руки, изрезанные, в древесной пыли, со стёртыми кое-где в кровь (и предусмотрительно заклеенными пластырями) пальцами. С новыми силами приступив к обработке, я её всё-таки закончил.
Вот он, финал, готовая работа, результат целой эпопеи, в которую вылился самый обычный, казалось бы, день обучения.
Никакая усталость, никакие порезы, мозоли не смогли испортить момент триумфа, когда узор, больше похожий на оттиск для печати по ткани, был завершён. Его осталось только покрыть чем-нибудь, но не было сил.
Да, ремесло сложное, долгое, грязное (пыль, стружка, опилки и прочие радости), но оно приносит такие яркие эмоции и впечатления, что я пишу сейчас и снова переживаю все эти моменты, все маленькие взлёты и немаленькое такое падение.
И время, оно летит невероятно быстро и при этом усталость чувствовать начинаешь только тогда, когда отвлёкся и расслабился, начинают ныть пальцы,шея,спина, поясница, куда без неё. Но это приятная усталость, потому что она означает только одно: цель стала ближе ещё на один шаг, который приблизил меня к тому,чтобы стать одним из лучших в резьбе по дереву.
Если честно, то именно ради таких впечатлений стоит заниматься любым делом: социальными и не очень проектами, фотографией, резьбой, да хоть лепкой из пластилина. И никогда не превращайте любимое хобби в работу, чтобы не потерять именно эту особенность, всю прелесть увлечения.
Причём под превращением в работу я имею в виду не продажу изделий, например, а восприятие дела как обязанности, рутины и «блин, надо ещё пять штук сделать».
Сделанное без вложения души видно и брать такое особо и не захотят, хоть сто раз напиши, что ручная работа.
На очереди ещё статьи, я работаю над ними и над тем, как я их составляю, так что я не прощаюсь, ещё обязательно увидимся!
Спасибо, что читаете!
#Хобби #резьба по дереву #увлечения #новичок