Группа «Звуки Му» вошла в историю русского рока как нечто абсолютно новое и свежее, неординарное и противоречивое, и в то же время поражающее сознание слушателя...
Пётр Мамонов, её лидер, буквально заложил фундамент «отечественного панка», как выразился небезызвестный музыкальный критик Борис Барабанов. В свою очередь Александр Липницкий, некогда коллега Мамонова по «Звукам Му», обосновал феномен московского бэнда следующим образом:
«Как правило, рок-группы создаются молодыми людьми, подростками даже. Когда ты юный – ты стремишься подражать своим кумирам. Однако мы были 30-летними «дедами», когда основали «Звуки Му», и нас совершенно не интересовало подражание кому-либо. У нас были иные цели, иные представления о жизни, иные переживания... И именно это позволило нам быть индивидуальными. Мы не смотрели по сторонам. Мы делали ту музыку, которая отражала наши собственные взгляды».
По сей день критики не в силах обозначить жанровую направленность коллектива: в творчестве «Звуков Му» нашлось место и электропопу, и пост-панку, и даже оттенкам нью-вейв! С ранних лет Мамонов оттачивал особый музыкальный язык, на который повлияли многие «цветные» артисты Америки...
Феномен «Звуков Му»: даже питерские рокеры слушали их с открытыми ртами
«Звукам Му» нет аналогов даже на Западе. Это нечто совершенно необъяснимое, притягательное, и даже слегка пугающее особо нежные уши... Всю свою жизнь Мамонов слыл большим меломаном – он слушал много разной музыки, черпал что-то вдохновляющее из каждого жанра, и имел огромную коллекцию грампластинок! В юности он стремился к эпатажу, и запросто мог бы стать панк-рок-кумиром СССР, если бы в те годы данный жанр существовал... Многие критики отмечают, что именно Мамонов с нуля проложил истоки этого музыкального движения.
Этого человека отличали невероятная энергия и артистизм. Слагают легенды, что когда он выступал с товарищами во дворе, весь район сбегался посмотреть на эксцентричное шоу! Рок-музыкант Александр Ярчевский (более известный как Mr.Hlup) вспоминал, как питерские музыканты наблюдали за выступлением Мамонова с широко разинутыми ртами:
«Когда рок-лаборатория только появилась, московские группы начали стекаться туда – это был столичный аналог питерского рок-клуба. И когда выступал Петя, все были в полном шоке! Это было нечто совершенно запредельное и небывалое! Питерские музыканты и люди, которые таковых знали, наблюдали за происходящим с широко разинутыми ртами! Никто не понимал, что, собственно, происходит? Но никто не мог это игнорировать...»
Ярчевский также рассказал, что в США «Звуки Му» называли «русскими Talking Heads»:
«В начале 1990-х это было, летом, когда мы с ребятами в Америке выступали. Иду я по Энн-Арбор, и вижу плакат, который мгновенно привлёк мой взор – на нём было изображение Пети и его группы! А снизу подпись: «Zvuki Mu – russian Talking Heads». Это была культовая для американцев группа, чтобы вы понимали...»
Ранние влияния и смена вкусов
Участники «Звуки Му» были заядлыми меломанами, особенно Пётр. В детстве Мамонов заслушивался джазовыми записями: его вдохновляли Элвис Пресли и многие чернокожие западные артисты, среди которых были Чабби Чекер и Майлз Дэвис.
Когда началась «Битломания», его начал привлекать рок. Наиболее любимыми группами были The Beatles и Pink Floyd. Подобное смешение жанров и стилей сыграло свою роль в его нестандартном музыкальном языке, который нашёл отклик в сердцах десятков тысяч отечественных слушателей...
Ближе к середине 1990-х Мамонов находил вдохновение в записях более «современных» групп, таких как Nine Inch Nails, Butthole Surfers и Jane's Addiction. Особенно его будоражило творчество хеви-металистов из White Zombie и Pantera!
Спустя ещё некоторое время список влияний пополнили экспериментальная электронная музыка и церковные песнопения. Мамонову нравилось видение французского ди-джея Colder и американского хип-хоп продюсера Blockhead. Исландские бэнды Múm и Slowblow также нашли отклик в его сердце.
Не только музыка, а искусство в целом вдохновляло Петра Николаевича. Его любимым режиссёром с юности был Ингмар Бергман. По словам Липницкого, Мамонов жадно пересмотрел все его фильмы! А книги Джона Стейнбека были зачитана практически до дыр...
Поиски вдохновения на закате жизни
На закате своей жизни Мамонов ушёл со сцены и обратился к Богу. Лишь в нём Пётр Николаевич видел вдохновение... По его собственным словам, в жизни он «перепробовал» абсолютно всё из искусства, и в какой-то момент перестал получать притоки вдохновения от рок-альбомов и фильмов:
«Я жил искусством с ранних лет. Оно жило во мне. Я обожал и жадно изучал всё – от кинематографа до литературы и живописи! Нашу семью можно было назвать литературной: часто в нашем доме собирались десятки московских знаменитостей тех лет, включая Беллу Ахмадулину. Будучи ребёнком, я как губка впитывал в себя каждую фразу, каждый куплет, каждый диалог и каждую ноту... Сегодня я с удивлением для самого себя понимаю, что всё это перестало меня вставлять. Музыку я продолжаю слушать каждый день, но ощущения от этого уже не те...»
→ ПРОДОЛЖЕНИЕ
Оригинал: 🔗источник
Спасибо, что читаете нас! Подписывайтесь на наш дзен✅ и на нашу страницу во Вконтакте! Пишите в комментариях ваших любимых исполнителей и их песни! Имена, события, факты... Кого из мира музыки вам хотелось бы подробнее узнать? Кого было бы приятно послушать? Мы обязательно найдем то, чего вы раньше не знали, и поделимся этим, добавив щепотку отличного саунда!!!