В московской квартире раздался телефонный звонок. Хозяин снял трубку. Мелодичный женский голос, представившийся Ниной Андреевской, стал рассказывать Кандинскому о ходе подготовки его будущей выставки. Голос, совершено волшебный девичий голос, будораживший что-то очень далекое, почти забытое, мальчишеское, в глубинах души уже немолодого художника...
Завершился разговор неожиданной просьбой Кандинского о встрече с обладательницей чудесного голоса: "Я хочу непременно познакомиться с Вами лично".
Находясь под впечатлением телефонного разговора и вспоминая тембр незнакомки, Василий Кандинский схватился за кисть и написал в тот же вечер акварель под названием "Посвящение незнакомому голосу".
В том, что собеседница очаровательна, он не сомневался ни секунды. На момент их встречи Кандинскому было почти 50, Нине Андреевской - всего 20. Услышав ее голос по телефону, он почему-то принял решение: покончить разом со всем прошлым.
Нина родилась в Москве, в семье генерала. Предыстория звонка была такова: в конце мая 1916 года подруга Нины позвала ее в гости. Один из гостей, только что прибывший из-за границы и находящийся в Москве проездом, попросил Нину передать сообщение Кандинскому, которое касалось одной из запланированных выставок его картин. В звонке не было ничего необычного: такая практика существовала из-за того, что письма с началом Первой мировой приходили нерегулярно и передавать новости предпочитали устно.
Нина была знакома с племянником Кандинского - Анатолием Шейманом. На следующий день девушка созвонилась с Шейманом и получила номер его дяди. Тогда она и позвонила Кандинскому. Но встретились они гораздо позже, в сентябре 1916 года, так как Нина уезжала с родителями на летние каникулы в Ессентуки.
"Меня удивили его потрясающие голубые глаза…" - напишет позже Нина в своем дневнике о первой встрече с Василием. Их первая встреча состоялась в Музее изящных искусств имени Александра III (так Пушкинский музей назывался изначально) в сентябре 1916 года. Потом они бродили по вечерней Москве, счастливые и влюбленные.
Правда, злые языки утверждали, что со стороны Нины это был брак по расчету, а ее звонок художнику был сделан лишь потому, что Кандинский по возвращении в Москву дал объявление в газете о том, что ему требуется "помощница по хозяйству".
Василий Кандинский родился в обеспеченной московской семье. Детство Васи было омрачено уходом из семьи матери - Лидии Ивановны, вышедшей замуж за другого. Пятилетний мальчик некоторое время не догадывался об этом: мать регулярно по вечерам приходила, чтобы уложить его спать и почитать ему на ночь.
Отец, коммерсант Василий Сильвестрович, мрачнел день ото дня. Тогда Вася в вечерней тишине привык различать в голосах родителей и ледяной надрыв, и робкую надежду, и злые металлические нотки, и хриплые срывающиеся с языка объяснения. Кандинский был синестетиком и обладал способностью "видеть" звуки, облекать их в формы и цвета.
Матери в детстве Васе отчаянно не хватало. Ее пыталась заменить тетка, родная сестра Лидии Ивановны - Елизавета, занимавшаяся с мальчиком музыкой и чтением. Вот только заменить ее было невозможно.
Отец сделал все возможное, чтобы Вася получил достойное образование: поступил в театрально-художественном училище художественное и музыкальное образование и Московский университет.
Курс он окончил блестяще, получив отличные рекомендации профессоров и предложение остаться для написания диссертации при кафедре политической экономии. Но неожиданно бросил карьеру и решил посвятить себя живописи. Это решение пришло довольно поздно, в 30 лет.
Незадолго до окончания университета Кандинский женился. Первой женой Кандинского стала худенькая тишайшая Анна Филипповна Чемякина, двоюродная сестра Василия по линии отца. Поженились они в 1892 году.
Жена была на шесть лет старше Кандинского. Многими чертами и особенностями характера Анна напоминала Василию его мать: ее облик, манера держаться, материнская забота, опека и самопожертвование. Аня стала для него незаменимой, а их брак был непоколебимым и устоявшимся. До поры до времени.
Зимой 1901-1902 годов тридцатипятилетний Василий, годом ранее поступивший на курс живописца и скульптора Франца фон Штука в Мюнхенскую академию художеств, открыл собственную школу живописи. Анне категорически не нравилось решение мужа, но возражать она не стала.
Одной из его студенток которой оказалась двадцатипятилетняя Габриеле Мюнтер.
Очаровательная, порывистая и восторженная Габриеле довольно быстро перешла ту грань, которая должна была отделять студентку от молодого преподавателя.
Для Кандинского встреча с прогрессивной Габриеле стала глотком свежего воздуха: супруга Анна не могла разделять с ним интерес к живописи, не могла вести долгие споры об искусстве.
Когда совместная жизнь Кандинских стала разлаживаться, бедная Аня в своем благородстве готова была взять часть вины на себя. Она уверяла мужа, что в их отчуждении виноваты оба.
Поэтому, строя отношения с Мюнтер, особенно на первых порах, Василий боялся травмировать Анну. Кандинский был к ней внимателен, даже навещал ее и писал письма.
Отношения с Габриеле развивались стремительно. Кандинскому казалось, что он встретил не только любовь всей своей жизни, будущую жену, но и единомышленницу в искусстве, с которой его сердце будет биться в унисон.
Летом 1903 года, во время поездки на очередной пленэр в Калльмюнц, они с Габриеле обручились. В 1904 году он, не разведясь официально, окончательно разъехался с Анной.
С Габриеле началась другая жизнь, то вместе - в путешествиях, то порознь - в Германии. Вместе они объехали Францию, Италию, Австрию, Голландию, Тунис. Рука об руку с ней он предпринял первую попытку создать кружок единомышленников, так же как и он искавших в искусстве новые пути. Так родилось сначала "Новое Мюнхенское художественное объединение", а позже и "Синий всадник".
Кандинский в это время создал два портрета Габриеле Мюнтер - в 1903 и 1905 годах. На первом изображена девушка у мольберта. Она рисует с натуры, во дворе, усыпанном осенними листьями.
Со второго, сделанного два года спустя, на зрителя смотрит серьезным и задумчивым взглядом молодая женщина. Выразительные глаза отражают целое море мыслей и чувств: в них и любовь, и тайная грусть, и немой извечный вопрос к художнику и зрителям.
Василий Кандинский так и не женится на ней. После нескольких лет странствий они с Гариеле в 1909 году обрели наконец желанный обоими дом в Мурнау и казалось, что мечтам суждено сбыться...
Василий и Габриеле ведут общее хозяйство, занимаются творчеством, много времени проводят на природе, катаются по окрестностям на велосипедах.
Мюнтер все еще надеется узаконить отношения, а Кандинского эта ситуация угнетает.
Но предложения не последовало и после того как в 1911 году он все же оформил официальный развод с Аней.
С началом Первой мировой войны пара едет в Швейцарию. Далее Кандинский оставляет Мюнтер в Цюрихе, а сам отправляется в Москву.
На прощание Габриеле дарит Кандинскому их общую фотографию в рамке, сделанную в уличном ателье. Приехав домой, он так и не отважится выставить снимок на стол.
Их разрыв уже предопределен, хотя, возможно, об этом и не говорится вслух. Зимой 1915 года они вновь встречаются. Это происходит в Стокгольме. У Кандинского не хватает мужества порвать с Габриеле открыто после тринадцати лет отношений. Весной 1916 года он уезжает, пообещав заняться подготовкой брака. Вдогонку ему летит письмо, в котором Габриеле решается на последнюю уловку: сообщает, что она возможно (!?) беременна.
А 11 февраля 1917 года Василий Кандинский женится. Но не на фройлен Мюнтер. Его избранницей стала юная Нина, с которой он познакомился по телефону за полгода до свадьбы. Свадьба состоялась в узком кругу родственников и друзей. Конечно, жениху пятьдесят ему никто не давал: он был моложавым, аристократически элегантным и стройным.
Медовый месяц супруги провели в Финляндии, любуясь красотами северной природы. "Мы были как на необитаемом острове, не читали газет и ничего не знали, что происходит в России" - вспоминала Нина. Через две недели они приехали в Хельсинки и лишь здесь до них дошла весть о революции.
Счастливый Кандинский нашел в живой, веселой, любящей развлечения и на первый взгляд слегка взбалмошной жене тот идеал, который искал долгие годы. Каким-то странным образом в Нине соединилась подкупающая гостеприимная домовитость Ани и восхищенно-внимательная любовь к его искусству, которая так привлекала его в Габриеле.
Хорошенькая кудрявая темноволосая Нина, на которую заглядывались студенты, вызывала у Кандинского чувство гордости и нежности. Габриеле он, конечно же, не сообщил о своей свадьбе.
Нина принимает активное участие в работе мужа, попробовав свои силы в подстекольной живописи. По мотивам рисунков Кандинского ею были созданы стекла "Прогулка" и "Спящая", а также "Сцена с фаэтоном".
Ее авторству также принадлежат несколько работ в технике аппликации. Одна из них - "Букет - имеет на обратной стороне трогательную надпись: "Моему любимому бесконечно Васику от Нины всегда твоей. Поздравление на 15-е июля 1918" (именины Василия).
В 1921 году, в декабре, Василий и Нина покинули Москву на поезде, уходившем через Прибалтику в Берлин.
Оставляя любимый город, общий дом на углу Долгого переулка, где они провели самые первые месяцы счастливого супружества, оплакивая маленькую могилку их трехлетнего обожаемого сына Вячеслава, родившегося в конце 1917 года, супруги знали, что они не вернутся в Россию никогда.
Единственного сына Кандинских не стало в 1920 году. Мальчик за считанные дни умер от кишечной инфекции. Родители глубоко переживали утрату, и с тех пор никогда о детях не заговаривали.
В июне 1922 года они поселились в Веймаре, где Кандинский начал преподавать в Баухаусе. Жизнь налаживалась, вот только память Кандинского все чаще возвращалась к Габриеле. Как там она? Через общих знакомых он узнал, что Габриеле по-прежнему живет в том доме в Мурнау, долгое время она была в депрессии, искусство почти забросила. Да и сейчас слывет затворницей, практически ни с кем не общаясь.
Только в 1922 году, Кандинский вышел на связь с Габриеле... почему-то через своего адвоката. Кандинский потребовал вернуть его личные вещи и картины. Часть предметов оскорбленная Габриеле вернула, в том числе и велосипед, а часть оставила себе в качестве "компенсации морального вреда".
Счастливый период для Нины и Кандинского закончился в 1933 году, когда к власти пришел Гитлер, который объявил абстрактное искусство "дегенеративным". Баухаус был закрыт, и Кандинские перезжают в Париж. Василию на тот момент было уже 67, а Нине - 37 лет.
Во Франции картины хуже продавались и на Кандинского это действовало угнетающе. С началом Второй мировой войны пара Кандинских не покинула Парижа. Василий писал каждый день, до июля 1944. 13 декабря 1944 года 78-летний Василий Кандинский скончался от инсульта.
После смерти мужа Нина она продолжала жить в Париже, в их доме. Став единственной наследницей Кандинского, она успешно продавала его картины, на которые возник большой спрос уже после смерти художника.
Нина Кандинская стала большой поклонницей элитных ювелирных украшений и коллекционировала драгоценности, которые сыграют в ее судьбе роковую роль.
Но надо отдать должное Нине Николаевне: довольно часто она дарила картины Кандинского различным музеям, организовывала мемориальные выставки. В 1973 году она опубликовала книгу воспоминаний "Кандинский и я".
В начале 70-х годов Нина Николаевна Кандинская купила шале "Эсмеральда" в Швейцарии и переехала туда. 2 сентября 1980 года Нина Кандинская была найдена убитой в ванной комнате в своем доме.
Произведения Кандинского, хранившиеся в доме, остались нетронутыми, пропали лишь драгоценности (в частности - бриллиантовое колье от Картье стоимостью 930 тысяч долларов). Преступление осталось нераскрытым. Нину Кандинскую похоронили в одной могиле с мужем на кладбище Нейи-сюр-Сен.
Габриеле Мюнтер на склоне лет вышла замуж за своего давнего поклонника Йоханнеса Айхнера. Десять лет с риском для жизни она и ее муж прятали работы и архив Кандинского от нацистов, объявивших абстрактное искусство подлежащим уничтожению. В 1957 году Мюнтер безвозмездно передала картины Кандинского в мюнхенской городской галерее.
#василий кандинский #нина андреевская #габриеле мюнтер