Вначале история из жизни, и сразу станет понятно, о чём пойдёт речь. В конце 80-х, сразу после нового года, попал автор в больницу с тяжёлым осложнением фронтита. Курс оториноларингологии одним предложением - это как гайморит, только во лбу.
Причём, сразу на операционный стол. Антибиотики были нужны самые сильные, иначе – рядом мозг, пиши пропало. Слава богу, нашлись, всё-таки областная больница, кафедры всякие. Да и больной – студент-медик, пусть и всего второго курса. Пошёл на поправку.
А тут старый новый год, соседи по палате разжились пивом по такому случаю. Простым, советским, то ли Жигулёвским, то ли Ячменным колосом, других сортов и не было. «Рижское» на выборах. Налили и студенту стаканчик. Не водки и не спирта – жижки малоградусной. А он от такого «гостинчика» чуть и не помер – затрясло, пятнами пошёл, температура под 40. Правда, к утру прошло.
Через несколько лет узнал студент, что и цефоперазон (цефобид), и метронидазол (метрогил), которые ему капали для борьбы с тяжёлой инфекцией, в сочетании с алкоголем могли бы и на тот свет отправить. И читали бы вы сейчас канал «География ампулы» от другого графомана.
Но, сложилось, как сложилось. И сегодня мы поговорим о «таблетках от водки» и лекарствах с похожим эффектом. Вроде как, и спиртное сейчас в полном ассортименте, и дешевле водочка по сравнению с «тоталитарным совком», а борьба с алкоголизмом (в том числе и химическая) ушла «из повесточки». При капитализме это стало личным делом, пэрсональным. Хочешь - спивайся, хочешь - зарабатывай. А потом спивайся.
Дисульфирам (тетурам), конечно, в клинических рекомендациях остался. Правда, «заблудился» среди всяческих детоксов, психотерапий и «могучих» глицинов с витаминами. Сотни препаратов и десятки не фармакологических методов, на любой кошелёк, только вот одного, чтобы «раз – и навсегда» - как не было, так и нет.
Давайте по порядку, с самой биохимии. Простенькой такой, не напряжной.
Алкоголь, он же этиловый спирт – один из старейших наркотиков, известных человечеству. Получается относительно легко, процессы брожения углеводов освоены с древних времён, ещё в средневековье научились получать крепкое спиртное и даже чистый этанол.
Сам по себе этиловый спирт, конечно, опасен, если сразу и много (от 3 г/л в крови, 5 - гарантированно) – кома, угнетение дыхания, летальный исход. Но по токсичности значительно уступает своему основному метаболиту – ацетальдегиду. Именно он виновник острого и хронического похмельного синдрома. Много ацетальдегида накопилось «со вчерашнего» - совсем плохо. Но не навсегда – организм его постепенно разрушает ферментом ацетальдегиддегидрогеназой (согласен - не выговоришь), похмелье само и проходит.
Для лечения алкогольной зависимости учёные нашли интересный путь – фермент этот блокировать. На время, конечно. В итоге – человек принял спиртного (даже совсем «капельку»), тот превратился в ацетальдегид и… никуда не делся! Наоборот, накапливается, вызывает сильную интоксикацию. Лихорадка, гипотония с тахикардией, тошнота, иногда и рвота. И к тому же, сильное чувство страха! (толковый психиатр-нарколог к тому же грамотно «подготовит клиента»).
Горемыке совсем плохо, его организм на уровне рефлексов запоминает – пахнет спиртным - значит, отрава! Интоксикация быстро пройдёт, уксусный альдегид выйдет или разрушится другим путём. Но «осадочек» останется.
Эту процедуру, называемую провокацией, - повторить, ещё и ещё (без фанатизма, конечно, 20-50 мл «крепкого» достаточно). Рефлекс «водка – яд» закрепится аж на подкорке, и вперёд – к станку и на турник.
Вещество, обладающее таким свойством, открыли, как водится, случайно. Помните, конечно, как человечество изобрело резину? Правильно, путём вулканизации каучука – нагреванием его с различными соединениями серы.
Вот таким увлекательным процессом и были заняты рабочие на одном из шинных заводов в необъятной и солнечной Дании в 40-х годах прошлого века. Обеденный перерыв с пивом, конечно. Святое дело, что мы, не датчане, что ли? А не идёт! Хоть на молочные улуны переходи, благо, Карлсберг ими славится. Тошнит, голова кружится, совсем не идёт рабочий процесс после такого обеда.
Пошли к заводскому врачу, так, мол, и так, герр доктор, подрыв датского шиноварения происходит, нет возможности работать без полноценного пивоселёдочного перекуса. Да и перед сном накатить не выходит – вот какие муки принимаем всем цехом. А Йоханнсен из транспортного – кажный день в стельку, и ничего, Тором клянёмся.
Толковый врач и исследователь Мартенсен-Ларсен (типа Мартынов-Ларионов по нашему) стал разбираться, с чем же, кроме каучука, работают в этом цеху, и нашёл "виновника" – серосодержащее вещество дисульфирам. Который он и окрестил Антабус, от anti abuse, то есть «против злоупотребления».
Так и был открыт клинический «антиалкогольный» эффект у простого «закрепителя» каучука. Блокирует эту вашу дегидрогеназу и повышает уровень токсичного ацетальдегида аж в 5-10 раз. А вот как именно дисульфирам действует на сам фермент – до сих пор до конца не ясно.
Конечно, такое мощное сенсибилизирующее (делающее чувствительным) к алкоголю соединение не могло пройти мимо «большой фармы». Дальше всех с этим препаратом пошла французская «Санофи», выпустив «долгоиграющую» подкожную форму дисульфирама. И название дала красивое, французское – Эспераль. Не «спираль», как тогда в нашем народе говорили, слово это значит – "надежда". Которые, к сожалению, так и не оправдалась у Марина Влади, пытавшейся «подшивками» этого препарата вырвать Высоцкого из лап зелёного змея...
А сколько центнеров этого лекарства было подсыпано любящими тещами и жёнами своим непутёвым зятьям-мужьям? Сам по себе дисульфирам достаточно безопасен, но с алкоголем может быть даже смертелен! Но шли на риск, даже для себя, подсыпая практически не растворимые таблетки в чай или суп. Алкоголик (особенно на поздних стадиях) зачастую просто не адекватен, как себя поведёт, увидев подозрительный осадок в стакане или «почуяв» медицинский привкус?
В СССР препарат применялся под названием Тетурам, да и сегодня он выпускается Фармстандартом, АВВА Рус и Татхимфармпрепаратами. Эспераль от Санофи Авентис, кстати, по прежнему имеет действующее одобрение в РФ.
Так почему же препарат с почти 100%-ной эффективностью и относительной (при правильном применении) безопасностью так и не «выстрелил»?
Для такой многогранной медико- социальной проблемы, как алкоголизм, выработки простого условного рефлекса, увы, мало. Наша слабость прячется в сложности нашего мозга. С одной стороны нам дано чудо из чудес - разум, с другой – мы более уязвимы, внушаемы
Корни алкозависимости гораздо глубже, тягу к спиртному такими "павловскими" способами, к сожалению, не снять. Если закодированный «долгим» дисульфирамом (тем же внутривенным «Торпедо») ведёт календарик, подсчитывая какого числа можно будет опять «нырнуть», - он не вылечен. Ибо не хочет.
Поэтому в клинических рекомендациях по лечению хронического алкоголизма (почти сто страниц) дисульфираму посвящено всего несколько предложений. Остальной терапии – больше трети, столько же – на реабилитацию. Вот такая картина складывается безрадостная с этим «вечным» недугом.
Но вернёмся к началу статьи. И вспомним, какие другие препараты могут вызвать такой же, тетурамоподобный (антабусный) эффект? А то вдруг решим какую таблетку запить бокалом бордо или кружкой нефильтрованного? А оно как даст! В плохом смысле. Итак.
Метронидазол (Метрогил, Трихопол). Им даже пытались заменить тетурам в схемах лечения алкоголизма.
Антибиотики. Прежде всего, цефалоспорины (практически любого поколения), левомицетин, фторхинолоны, линкозамиды.
Нитрофураны (фуразолидон, фурагин).
Сульфаниламиды (как "чистые", так и в комбинации с триметопримом).
Обратите внимание, практически все – антибактериальные препараты. Отсюда и "золотое" правило в народе – антибиотики с алкоголем нельзя. На самом деле, некоторые можно, но какие – я вам не скажу. Никакие нельзя.
Это мы только перечислили препараты, которые вызывают тетурамоподобный эффект. Полный же список лекарств, не совместимых с алкоголем – огромен. Практически все психотропы (от диазепинов до антидепрессантов), гипотензивные, антиаритмические, НПВС и многие другие. Так что, не поленитесь прочитать инструкцию (разделы «взаимодействие и особые указания»). Там бывают очень интересные «открытия», типа «нельзя принимать на солнце» для некоторых антибиотиков. И не стесняйтесь спрашивать у лечащего врача. А ещё лучше –
Будьте здоровы!
***
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Автор этого канала – врач с более чем тридцатилетним стажем, из них 20 – в области клинических исследований. Понравилось? Тогда поделитесь в соцсетях, лайкните и подпишитесь, впереди много занимательного и удивительного!