Найти тему

Изба.

Ехала по- молодости в поезде. Попутчицей была бабушка.Разговорились. Почему-то речь пошла о домах. Я ей рассказала, что мой дом сейчас- родительская квартира, но намного счастливей я себя чувствую в бабушкиной мазанке , белёной, с печкой. А она мне поведала вот такую историю...

Время было послевоенное. Глухая таёжная деревня. Большая деревня, очень старинная, с церковью. Две школы, два два детских садика. Люди жили не бедные-занимались промыслами, охотились, скотину держали. Избы в большинстве своем не старые, справные и крепкие.но по окраинам встречались ещё очень старые строения. Раньше они принадлежали богатым людям, были просторными, крепкими и ,как оказалось, долговечными. В одну такую избу подселили молодую учительницу. Она только -только закончила институт, вот её и распределили учительствовать в одну из школ. Хозяйкой избы была старенькая бабулечка. Директор школы, когда вёл вновь прибывшую на постой, обмолвился:

- Жить будешь с Шурёной, ведьмой нашей.

Девушка испугалась, спросила:

- А почему с ведьмой, неужели других вариантов нет, я боюсь ведьм.

- зачем тебе другие варианты, к школе недалеко будешь ходить, она одна живёт, незлобная, приветливая. А что ведьма, так это не от того, что ворожит а потому, что знает много, ведает. Травница она у нас,почитай, ведунья.

Бабушка- травница.
Бабушка- травница.

Так и жили они вдвоем- Шурёна- травница, и Валентина Ивановна, Валентинка, учительница. Радушно приняла хозяйка свою постоялицу. Вместе за стол садились, вечера коротали. А девушке было интересно у бабушки перенять ее навыки и умения. Училась и хозяйство вести, и дом содержать, и в печи готовить. Грибы-ягоды на зиму заготавливать.Два года жила у бабушки Шурёны, закончился срок обязательной отработки после распределения, Валентинка домой засобиралась.А Шурена ей и говорит:

- Ну, поезжай, поезжай, внучка, попроведай отца- мать, порадуй их, поди, соскучились. Гостинцев отвези.Поработай в городской школе. А через год - назад ворачивайся. Доля твоя такая- в этом доме жить, и передать его своей дочке. Ничего мне сейчас не говори, не время. Только через год , когда почувствуешь,что тебя ко мне в избу тянет-не думай и не противься, просто собирайся и приезжай, А я уж тебя ждать буду.

Дома Валюша стала замечать за собой странности. Во-первых, усталость. Вот у бабушки придет, бывало, с работы, и в доме хлопочет, и в лес пойдет, да мало ли дел найдется, до вечера не присаживается. И только когда ночью спать ложится,чувствует, как за день притомилась. Дома чуть ли не каждый час старается сделать перерыв- полежать, посидеть...здоровье вот ещё шалить стало. Голова болит, ноги-руки крутит. Сердчишко щемит. Радость ушла.Уныние в душе, беспросветность . А только о Шурене подумает, о том, что скоро к ней поедет- сразу и здоровеет, и веселеет. Мама задумалась- не приворожили ли ее дочку, чтобы от родной матери отвадить?

Закончился учебный год, Валентинка написала заявление в РОНО о переводе на прежнее место работы. Вначале лета уже жила у бабы Шурены. Забыла свои боли и хвори. Стала у ведуньи ее знания перенимать, секреты выпытывать. Вместе за травами ходили, настои различные делали. С сентября Валя приняла класс, стала учительствовать.Но не прекращала учиться у Шурены её премудростям. А про самую большую премудрость, какую ей бы хотелось знать, проведала. А хотелось ей знать, почему у нее, как только в избу входит, уталость и болезни проходят. И как бы сделать, чтобы у каждого в доме такая отрада была. А Шурена ей на то вот что рассказала.

Северная изба.
Северная изба.

Оказывается, изба, в которой они живут, очень старинная, построена она, вернее возведена-так раньше говорили-ещё в Петровские времена .Таких изб мало осталось. Так вот, когда дома ли, избы возводили пользовались не метрами, как сейчас, а саженями. И были эти сажени разные-мужские и женские. Снаружи дом меряли мужской саженью, и вся работа снаружи дома была мужская.Даже сейчас, если нужна дому какая- нибудь поправка ,нужно обращаться к мужчине -соседу или родственнику. А вот внутри дом измеряли саженью женской. От того женщины , делая столько работы без каких- либо удобств, а доме не уставали. Да и не болели.

Сжилась Валентинка с Шуреной, сдружилась. Много знаний переняла у травницы, многому научилась. Стала помаленьку-потихоньку своим ученикам эти знания передавать. Приучала их присматриваться к природе, к окружающему их миру. Учила их быть пытливыми и наблюдательными,силу природы себе и людям на пользу применять...замуж вышла,парень в той же деревне нашелся. У Шурены и жили,сама настояла. Муж Валентинки по тем же меркам срубил новую избу, уже после смерти Шурены. А старую под музей местных ремесел и быта обустроили.

А ещё попутчица рассказала, что Валентина Ивановна была ее соседкой,друг дружке в гости хаживали. А на последок ещё одно заметила: вот никогда не видела, чтобы муж Валентинке по дому помогал. Поначалу пытался,но таким неуклюжим становился в доме- то зацепится об лавку, то перевернет ведро с водой, то лежу с квашней опрокинет. Вот что значит, не по мужской мерке скроена изба внутри. Может, с тех пор и велось разделение на мужскую и на женскую работу?

Кукла Травница#рассказы о жизни
Кукла Травница#рассказы о жизни

маленькие истории# жизнь, быт, отношения