«Всё порви, начни сначала» — книга известного музыкального журналиста и публициста Саймона Рейнольдса, посвящённая пост-панку. У неё прекрасные отзывы и она несомненно понравится любителям жанра. Меня же она привела к размышлениям о маркетинге 2022 года.
Если Вы не являетесь подготовленным слушателем и фанатом панка, то Вы скорее всего найдете этот жанр довольно неприятной на слух музыкой - тяготение к дисгармоническому и минорного звучанию, монотонный ритм, с преобладанием баса и ударных, отстраненный вокал, нарастание чувства тревоги, депрессивно-меланхолические тексты - мы всё ещё про панк, или уже про маркетинг 2022 в России?
Давайте пока еще немного про панк и пост-панк.
Если панк - это культура разрушения, то пост-панк - культура саморазрушения. Он мрачнее, намного мрачнее.
Кто помнит группу Ramones? Они считаются родоначальниками и одними из самых первых исполнителей, ставших популярными в этом жанре. При этом, группа Ramones ничего не добавляли в музыку. Наоборот, они из нее убрали инструменты и маркетинговые - зачеркнуто, мы все еще о музыке - они из нее убрали музыкальные приемы. И в этом и была главная фишка. В их песнях не было блюза, они не играли гитарных соло и вообще забыли о существовании клавишных и духовых. А на первых их альбомах песни были не длиннее 2,5 минут. И это было то, что нужно было тогда людям. Новый взгляд, новые возможности через ограничения и минимализм.
Что делал каждый первый маркетолог до марта 2022 года? Верно, закупал таргет у ФБ и настраивал контекст в Яндексе и Гугле. И это были чуть ли не единственные требования в почти в каждой первой вакансии о поиске маркетолога. При этом, многие руководители предпочитали тратить бюджеты именно на эти инструменты только. Нет-нет, Вы не подумайте, что я пишу о “плохости” таргета или контекста. Я лишь сетую на уплощение и упрощение маркетинга до этих инструментов.
“Все порви, начни сначала” - история о том, что произошло дальше. Это про принятие ограничений, принятие собственных разочарований, про то, что было после вскриков: “Что делать-то теперь?” и после смерти - зачеркнуто - прекращения функционирования многих иностранных организаций на территории РФ, и потери работы многими людьми, в том числе и маркетологами.
Музыканты пост-панка были неутомимыми новаторами: экспериментировали с электроникой и машинными ритмами, адаптировали идеи и находки из современной им популярной музыки и из искусства начала XX века. Они были всецело уверены в том, что смогут изобрести совершенно новое будущее — для музыки и вообще для всех вокруг.
Я искренне верю в то, что и маркетологи 2022 смогут наконец-то творить, опираясь как на базовые и фундаментальные основы маркетинга, так и на свой собственный опыт, адаптировать рабочие идеи к социально-экономические реалии, не бояться и создавать действительно новые крутые кейсы, выводя маркетинг на новый уровень.
Занимательно, что именно постсоветский пост-панк определил в своем качественном проявлении своих западных родоначальников. И я так же всецело уверена в том, что пусть немного дикое и авантюрное, но НОВОЕ будет изобретено во многих сферах в сроком времени. В том числе и в маркетинге.
Все порви, начни сначала. Пост-панк маркетинга 2022