Найти тему

Объясняю на пальцах

Взято из открытого доступа
Взято из открытого доступа

Известная народная мудрость гласит, что как учить, лечить и управлять знает каждый. Спорить с этим тяжело – это правда. Отношение к образованию имеет практически каждый человек в нашей стране – ну, как минимум, он сам учился. У него учатся или учились дети, естественно, что он совершенно точно знает, что необходимо сделать, чтобы образование у нас в стране стало самым лучшем в мире.

Только при всем при этом, почему-то забывается один очень важный нюанс – каждым делом должны заниматься профессионалы. Кстати, специально уточню, профессионал это не тот, кто делает хорошо, а тот, кто не умеет делать плохо. Вот исходя из этой парадигмы я и буду строить свое объяснение.

Начнем с самого верха. Министр просвещения. Его стаж работы, вещь очень мутная. Хотелось бы заглянуть в трудовую книжку, но это не реально. Исходя из открытых источников можно сделать вывод, что Кравцов работал учителем информатики в школе на старших курсах института. Скорее всего на последнем и на неполной нагрузке. Сразу после окончания высшего учебного заведения он устраивается на работу младшим научным сотрудником в Институт управления образованием РАО. После этого его карьера связана исключительно с должностями в этой системе или в системе Минобра. Другими словами, за год-полтора работы в школе он никак не мог разобраться в том, как эта система функционирует. За такой срок нельзя стать учителем, то есть начать понимать, что и зачем ты делаешь. Он не прошел систему управления школой, ну хотя бы на уровне завуча. То есть, к примеру, он не понимает, как делается учебный план, что такое рабочая программа, как составить расписание с учетом санпинов и пожеланий педагогов. Нет, в теории, наверное, он это знает. Но, мы с вами понимаем, что знать, как построить дом и построить дом – это две большие разницы. Вывод вполне понятный – системой школьного образования руководит человек, который не понимает, как функционирует система. Наивный вопрос – вы пойдете к врачу, который не имеет опыта работы врачом? Или допустим, вы когда-нибудь слышали, чтобы, скажем командиром дивизии ставил человека, который не прошел все ступени начиная со взводного? Вот то-то.

Можно, конечно, сказать, что для министра это не главное. Он должен понимать глобальные процессы, а вот его подчиненные должны в этом разбираться. Можете даже привести пример одного из самых успешных министров образования Геннадия Алексеевича Ягодина. А кто-то скажет, что мол чего далеко ходить – Министр обороны Сергей Кужугетович Шойгу тоже не служил в армии и не был командиром взвода. И я, возможно, с вами согласился бы и в первом, и во втором случае. Но! Г.А. Ягодин много лет преподавал в институте, он известный, а я не постесняюсь этого слова великий ученый, он умел видеть корни проблемы и подходить к их решению системно, это же, кстати, позволило ему собрать очень интересную команду специалистов вокруг себя. Сергей Кужугетович, пришел на должность Министра обороны имея за плечами опыт создания и успешного управления военизированной, и, замечу, весьма эффективной структурой – МЧС. То есть человек не просто понимает, как функционируют такие структуры, но еще и может разговаривать с любым уровнем структуры на их языке. При этом, посмотрите, его заместители, начальник Генерального штаба и так далее люди исключительно из системы! Эффект и результат его работы мы можем наблюдать.

Наш министр не имеет такого фидбека и поэтому окружает себя такими же людьми, которые не могут указать ему на его компетентность. Из шести его заместителей только Т.В. Васильева имеет опыт работы в школе – 6 лет в самом начале двухтысячных, потом исключительно руководящие должности. Другими словами, ее понимание учебных процессов осталось на уровне 1999-2006 годов. Прошло уже шестнадцать лет – школа изменилась. Если опускаться на еще более низкий уровень управления, то там тоже людей, работавших в школе, ну хотя бы лет десять назад не найдешь.

В регионах ситуация разная. Где-то на уровне заместителей руководителей управлений и департаментов образования есть недавние педагоги и директора школ, где-то только карьерные чиновники. Тут, как говориться – кому как повезло. Но, в общем и целом, ни среднее руководящее региональное звено, ни директора школ, ни их заместители и педагоги не принимают участия в формировании образовательной политики Государства. То есть те, кто реально понимают в вопросах образования к решению образовательных задач не допущены. Вот и весь сказ.

Следующая группа – это чиновники и депутаты различных уровне, политологи и различные эксперты. Их уровень суждения основывается либо на том, что они помнят из своего времени обучения в школе, либо на том, что они, когда-то очень давно, тоже работали в школе. В этом они очень близки к министерским работникам – так же реально слабо разбираются в том, чем живет школа и какие у нее потребности. Справедливости ради надо отметить, что некоторые из них предлагаю весьма интересные и здравые мысли. Правда, когда начинаешь всматриваться в окружение этих людей, то находишь там действующих педагогов.

Еще один группа, про которую необходимо сказать – это родители, как участники образовательных отношений. У них задача одна – чтобы ребенок закончил школу и пошел учится дальше. Желательно чтобы он сделал это максимально комфортно и без особого напряжения. И в этом ключевая ошибка. Знания – это труд, труд тяжелый и регулярный, уж извините за банальность, и получить эти знания легко никогда не получается. Отсюда естественный конфликт между родителями и школой. А учитывая, что родители тоже учились в школе и хорошо владеют поисковыми системами, то и они «эксперты». Конечно, неадекватных родителей все же меньше, чем адекватных, но первые гораздо более активные. Правда, опять, почему-то не хотят прийти в школу и показать, как надо правильно работать.

Собственно говоря, мы и приходим к ситуации, когда образование оказывается в центре внимания, но на самом деле никому не нужно. Все о нем говорят, но те, кто принимают решения не знают, как оно работает, а те, кто знают, от принятия решений отстранены. Конечно, есть очень небольшая прослойка «придворных» педагогов, которые регулярно выступают с поддержкой инициатив нашего министерства, но они, к сожалению, зачастую не могут сказать публично что на самом деле думают по этим вопросам – тут же выпадут из этого пула.

Что же в сложившейся ситуации делать? По-моему, сугубо субъективному ощущению, министром просвещения не может быть человек, не отработавший учителем (подчеркиваю – учителем) минимум лет 5 в школе. Это должно быть строго прописано в квалификационных требованиях. Потом – пожалуйста: заместитель директора, директор, начальник управления, – но у доски, как учитель, должен минимум лет 5 отстоять. Это, как говорится, способствует! В идеале министр должен провести в школе минимум лет 10, 5 из которых – учителем, только тогда к нему (к ней) придет понимание того, что реально надо делать в школе.

Невольно вспоминается пример, который привел А. Г. Каспаржак: «В авиационном полку командир эскадрильи – лучший летчик. Главный врач поликлиники или больницы – лучший врач. Директор школы – это учитель учителей. С моей точки зрения, есть профессии, где первая скрипка должна быть в руках у руководителя». Вот! Учитель – учителей! Если руководитель образовательной организации или его заместители не ведут уроков, как они могут быть учителями учителей? Может ли кто-то из руководства Минпроса или Рособрнадзора выйти и показать учителям пример, как надо работать? Провести несколько уроков в соответствии со всеми теми требованиями, которые они же и утвердили? Нет! А ведь как было бы красиво – министр Просвещения раз в неделю на постоянной основе ведет уроки в школе № 1501 (она буквально через дорогу)! Он же учитель информатики, согласно диплому. А потом идет к студентам в НИУ ВШЭ – тоже не очень далеко. Неужели он настолько загружен, что не может выделить на это чуть-чуть своего времени? А что, если в его должностных инструкция прописать ведение часов? Будет как в армии: делай как я! Это сразу снимет массу вопросов у учителей, да и общественностью, как нам кажется, будет воспринято положительно. Но увы, увидеть наших чиновников от образования на уроках – это уже из области ненаучной фантастики!

Не забываем подписываться и лайкать.

Да, книжка, которую я анонсировал уже в продаже.