В 1983 году группа AC/DC записала свой самый неоднозначный альбом «Flick of the Switch», который хоть и стал коммерческим провалом на фоне двух предыдущих «блокбастеров» 1980 и 1981 годов, тем не менее очень многие критики сегодня считают это произведение лучшим хэви-металлическим альбомом 1983 года.
Альбом AC/DC 1983 года «Flick of the Switch» - самый «никчемный», если так можно выразиться, альбом этой великой рок-группы. Он появился незаметно, ценился у нас в СССР на «тучах» не высоко, да и вообще, считалось, что после сразу двух мировых блокбастеров «Back in Black» (1980 г.) и «For Those About to Rock We Salute You» (1981 г.) что-то у группы «пошло не так».
И на самом деле, альбомчик получился какой-то невзрачный, с саундом «как из подворотни», будто записывался в туалете какой-то гостиницы для бомжей. Помню, что я услышал этот альбом в троллейбусе летом 1984-го – какой-то мал0летка крутил его на своем портативном магнитофоне, и, что самое главное – тащился с этой музыки неподецки. Музыка мне показалась уродливой, и хотя я сразу определил, что это именно AC/DC – я ведь тогда их уже хорошо знал, потому что, в свою очередь тащился от Бона Скотта. А вот Джонсон мне почему-то не нравился, и если «Back in Black» я воспринимал хорошо, то «For Those About to Rock We Salute You» кроме пары песен мне не нравился вообще. Мне показалось, что без Скотта AC/DC идут к своему закату семимильными шагами.
Так вот, я спросил у того пацана, что это за альбом, и он мне сказал – это новый альбом, за 1983-й год. Ну, я и подумал – всё! Конец прекрасной банде.
И так считал целых много лет, и последующие творения группы - «Fly on the Wall» (1985 г.) и «Blow Up Your Video» (1988 г.) только подтверждали мои опасения. Музыка группы становилась все банальней, все неинтересней, все хуже и хуже.
Но тут грянул 1990-й год, и «Аки-Даки» выпустили просто убойнейшний альбом – «The Razors Edge» (я о нем писал рецензию, ссылка на нее – внизу этой статьи). И мне пришлось переосмысливать все свои прошлые убеждения насчет одной из моих любимейших рок-групп. В самом начале 90-х я, пользуясь случаем, скупил в ларьках все «фирменные» кассеты со всеми альбомами AC/DC, чтобы создать полную их коллекцию для более вдумчивого прослушивания. Конечно, эпоха CD была уже в полном разгаре, но коллекция кассет была на порядки дешевле, и полностью меня устраивала.
И вот, наконец, я купил кассету с записью «Flick of the Switch», пришел домой и включил ее, намереваясь все же вникнуть в этот ужасный, как мне годы назад показалось, альбом. Интересно, что стороны на кассете были по ошибке поменяны местами, и под обозначением Side 1 на самом деле заиграла Side 2. И сама первая вещь с этой стороны – «Guns for Hire», меня вдруг так зацепила, что я аж сам удивился – а тот ли альбом на кассете, от которого я ужаснулся в далеком 1984-м году???
Вторая песня была не настолько убойной, как первая, но основной рифф мне очень понравился, и я за этот рифф простил альбому всё плохое, что на нем могло бы оказаться, авансом, так сказать.
И тут третьим номером пошел «Бедлам в Бельгии», и я вообще улетел. Я сидел на диване, дрыгая ногами в такт барабанам, и прямо-таки кипел от восторга. В этот момент меня даже не волновало «туплетное» звучание музыки, я сразу увидел, что музыканты стараются так, как они старались и на лучших своих прежних альбомах. В этом альбоме не было никакого хайпа, который представили предыдущие два творения. Музыка была такой же сосредоточенной, как на лучших дисках Deep Purple или Black Sabbath, да простят меня за такое сравнение почитатели DP и BS.
В общем, прослушал я весь альбом от корки до корки, и понял, что даже на старушку бывает прорушка. Может, кто не поверит, но после более продуктивного ознакомления с «Flick of the Switch» я потом пару лет не мог слушать ни «Черный альбом», ни «Альбом с пушкой». Меня диск 1983 года так сильно впечатлил, что в сравнении с ним мне даже мой любимый «The Razors Edge» зашел только вторым номером, имеются ввиду, конечно же, альбомы с Джонсоном а не с Боном Скоттом. Альбомы с Боном Скоттом – вне конкуренции, это один большой шедевр, и как бы совсем другая группа.
Так вот, я по сей день считаю «Flick of the Switch» лучшим, что сотворили «Аки-Даки» с Брайаном Джонсоном. При этом не надо мне приписывать нелюбовь к Джонсону – я его тоже уважаю, а о его первой группе «Geordie» написал кучу развернутых рецензий по всем альбомам, даже раритетным. Так что дело тут не в том – люблю я Джонсона, или нет. Другое дело, что я Бона Скотта обожаю сильнее, но это не значит, что AC/DC и с Джонсоном плохи. Просто Джонсон попал в группу тогда, когда музыканты исписались, а в Geordie он был очень хорош.
Ну ладно, вернемся к альбому «Flick of the Switch». Альбом после его выхода раскритиковали в пух и прах все кому не лень, и даже стало хорошим тоном утверждать, что он стал началом упадка группы. Да, упадок был, но только в коммерческом отношении, потому что этот альбом продавался значительно хуже, чем два предыдущих «блокбастера», и хотя он в США и стал «платиновым», но только 18 лет спустя. Хотя, конечно же, и это было достижением, потому что некоторые другие альбомы AC/DC до своей первой «платины» добирались гораздо дольше.
Однако, что самое интересное, спустя много лет последующие поколения критиков изменили отношение к этому альбому и стали всерьез утверждать, что это было чуть ли не лучшее хэви-металлическое произведение 1983 года. Таким образом я в своей переоценке содержимого этой пластинки оказался не одинок, и «Flick of the Switch» и на самом деле представляет собой нечто такое же выдающееся, что и основные хиты группы. К слову сказать, в США каждый альбом AC/DC рано или поздно становился «платиновым», предыдущие – подтягивались в рейтингах продаж за заслуги своих последователей, а последующие – за заслуги группы перед музыкальными фанатами. Исключение могут составлять только два первых «местных» австралийских альбома 1975 года, которые в США не издавались, а также последние два релиза, время которых, возможно, еще не подошло.
Но «Flick of the Switch» все же ценен не тем, что это альбом одной из самых известных в мире рок-групп. Музыка на нем представлена и на самом деле убойная. Правда, при первом прослушивании впечатление может создаться превратное, но смею вас заверить, что альбом все же шикарный. Я ведь тоже когда-то попал в эту ловушку – прослушав его часть первый раз сначала на кассете в троллейбусе, а затем – тоже частично на виниловом диске у одного своего товарища-меломана, я сделал неверные выводы.
Правда, потом я выводы сделал верные, и вот сейчас хочу поделиться ими с вами.
Сторона 1:
1). Rising Power (3:43) «Восходящая сила». На первый взгляд, музыкальная тема этой композиции банальна. Да, возможно и банальна, но тут дело не в банальности темы, а в общем настроении, которое возникает при прослушивании этой песни. И особенно мне нравится звучание барабанов – оно просто бесподобно. Кстати, Фила Радда, барабанщика, изгнали из группы еще до того, как была записана в студии едва ли половина песен, но на счастье, он успел озвучить все треки еще до того, как на них были наложены остальные инструменты и вокал. И что самое интересное – его выгнали за то, что он стал очень сильно злоупотреблять напитками, сами понимаете, какими. Однако, слушая его барабаны на этом альбоме, я бы не сказал, что за ними сидит какой-то аллкаш.
2). This House Is on Fire (3:23) «Этот дом в огне». Эта песня тоже несколько банальна, и мое счастье, что в 90-х я начал слушать кассету с другой стороны, иначе мне стало бы просто скучно. Но дело не в этой песне, потому что таких «полупроходняков» на альбоме мало, и потому их можно музыкантам простить. Зато Ангус на соло чешет как в старые добрые времена.
3). Flick of the Switch (3:17) «Щелчок переключателя». Шикарный боевик с таким же шикарным риффом. Правда, рифф этот тянет на самоплагиат, потому что на каком-то предыдущем альбоме AC/DC я уже слышал нечто подобное, тем не менее, не будем копаться в прошлом. Сама песня отличная, и хоть тут самоплагиатит даже Ангус на своем соло, тем не менее, слушается эта композиция весьма задорно. В любом случае тут все сделано лучше, чем на предыдущем альбоме – никакого хайпа, и сплошной конструктив.
4). Nervous Shakedown (4:22) «Нервная вымогательство». И еще один прекрасный рифф, и еще один образец прекрасного звучания барабанов. Следует сказать, что на этом альбоме не было наемного продюсера, то есть музыканты в музыкальном плане его создавали и оформляли самостоятельно, без всяких подсказок со стороны. И я считаю, что это у них получилось просто шикарно.
5). Landslide (3:56) «Оползень». А это один из немногих образцов чистого хард-рока, который AC/DC практически не исполняли. Весь их саунд от начала и до самого конца держался на чисто ритм-энд-блюзовых аккордах, а тут один голимый рок-н-ролл. Но даже в несвойственном им стиле музыканты проявили себя настоящими молодцами. Не скажу, что эта песня – признак гениальности, но она цепляет так сильно, что без нее весь альбом мог бы просто обрушиться. Шутка.
Сторона 2:
6). Guns for Hire (3:25) «Оружие напрокат». Шикарнейший боевик, который открывает серию хитов альбома, по шедевральности не уступающих прошлым достижениям группы. Кому-то припев может показаться банальным, но я вам честно скажу – хоть в нем имеется доля самоплагиата, но это совсем не банальность. Это как раз те «Аки-Даки», которые вывели группу на мировой рок-Олимп.
7). Deep in the Hole (3:17) «Глубоко в яме». Про этот рифф я уже писал выше – хоть и не гениален, но весьма убоен, и хотя припев ломает стройную линию песни, в основу которой этот рифф положен, но это только придает песне пикантности.
8). Bedlam in Belgium (3:48) «Бедлам в Бельгии». Ну, а это вообще шедевр без всяких уточнений. Что тут комментировать? Надо слушать!
9). Badlands (3:37) «Бесплодные земли». И еще один неторопливый, но убойный хард с четко продуманным и исполненным риффом. Причем этот рифф не теряется даже в припеве. Звук гитары меня просто убивает, причем в хорошем смысле, чем-то мне напомнил ритм-гитару Ричи Блэкмора начала 90-х – такой же чистый и мощный звук.
10). Brain Shake (4:00) «Встряска мозгов». Суперская танцевалка, таких веселых и одновременно мощных песен не было даже на моем любимом альбоме AC/DC «Highway to Hell». Правда, на том альбоме погоду делал Бон Скотт, а тут весь мотив приходится задавать гитаристам. Просто прекрасная «закрывашка» для альбома.
На видео: дружеский шарж на песню AC/DC "Brain Shake" от фанатов под фанеру
В заключение хочу еще раз сказать: «Flick of the Switch» - это лучший альбом AC/DC за все 80-е годы, правда, за исключением «Back in Black», который тоже в эти 80-е затесался. И я полностью разделяю мнение многих нынешних критиков, которые утверждают, что эта пластинка – лучшая в хэви-металле за 1983 год. Чтобы в это поверить, просто составьте список всех металлических альбомов за 1983 год, который наверняка для многих начнется с тогдашних опусов Iron Maiden или Оззи Осборна, и вы прекрасно поймете, что именно имелось в виду.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО ОБ AC/DC И БРАЙАНЕ ДЖОНСОНЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
AC/DC «The Razors Edge», 1990 г. – последний шедевр прославленной группы, зато какой!
AC/DC «Back in Black», 1980 г. ~ самый продаваемый альбом в истории рок-музыки
AC/DC и Бон Скотт, 1975 г. Два первых «австралийских» альбома и поиски зарубежного спонсора
Geordie «Hope You Like It», 1973 г. ~ первый крупный успех Брайана Джонсона на его пути в AC/DC