Найти тему
Беседы об образовании

Идеология в образовании

Взято из открытого доступа
Взято из открытого доступа

Тех, кто помнит конец 80-х и начало 90-х, помнят о том, что из всех утюгов нам, учителям, и обществу вообще рассказывали о том, что в образовании не должно быть идеологии. Только и исключительно – общечеловеческие ценности. Убеждали в том, что весь мир отказался от этого, что не будет идеологии, проще будет интегрироваться в мировое образовательное пространство и так далее. Того, кто выступал против этого сразу и абсолютно записывали в консерваторы, это в лучшем случае. Рутенеры, ретрограды, каких только эпитетов не пришлось выслушать в то время. Ласковые приспособленцы, еще недавно клеймившие на партсобраниях западный империализм, как-то в один момент стали самыми демократичными из всех демократов. Людей, которые не считали нужным поступаться своими принципами просто выдавливали из системы. Попытки сказать, что образования без идеологии не бывает, причем не важно какая это идеология нарывались на жесткие отповеди. Примеры, которые приводились из мирового опыта – Англия, США отвергались, так как у них демократия, а не идеология. То, что демократия, это тоже идеология во внимание не принималось. По стране гордо шествовали Соросовские учителя! Основной посыл, который шел с самого верха – покончить с тоталитарным образованием! Результат – покончили с образованием вообще.

Но это у нас. Западные страны, как, впрочем, и ряд стран бывшего СССР так не думали, они продолжали развивать свое образования вкладывая в него вполне конкретные посылы с четким идеологическим содержанием. Уже тогда, в самом начале 90-х годов я начал собирать коллекцию учебников истории, издаваемых для школьников в странах бывшего Союза. Ходил с этими учебниками по различным кабинетам и убеждал в том, что посмотрите, идеологию нигде не убрали, скорее наоборот, ее выносят на первый план. Русские – оккупанты и варвары, которые захватывали наши страны. Русские мировое зло, которое должно быть наказано. Это у них. У нас с различных уровней шли призывы покаяться за наши «грехи», открыть всю «правду» и перестать «врать» о своей «якобы великой истории». Переписывались учебники и учебные программы. Радостно, за свои собственные деньги государство издавало откровенное вранье про нашу историю. Печально, что участие в этом принимали и некоторые нынешние авторы учебников.

С неменьшей активность шло замещение наших героев на их. Пионеры-герои стали «тоталитарной отрыжкой на теле современного общества». Детям промывали мозги всеми возможными способами, а учителей пытавшихся противостоять этому гнобили как только могли. Результат на лицо – буквально год назад провели исследование – опрос школьников. Организаторы фестиваля «Герои большой страны» совместно с проектом «Мотивирующие цифровые уроки» выяснили, кого школьники считают своими героями. Всего, по словам организаторов, в анонимном анкетировании приняли участие более 6 тысяч учеников 6-11-х классов:

«Исследование показало, что большая часть респондентов (26,2%) считают героями своих мам, пап, дедушек и бабушек.

Второе место в рейтинге школьники отвели персонажам кино и мультфильмов. В частности, 10,1% российских подростков вдохновляются историями о Железном Человеке, Человеке-пауке и Наруто.

В первую тройку по популярности среди детей также вошли участники Великой Отечественной войны и современные военные – настоящими героями их считают 5,4% опрошенных учеников.

Космонавту Юрию Гагарину (3%), президенту России Владимиру Путину (2,6%) и врачам (2,4%) респонденты отдали четвертый, пятый и шестой пункты рейтинга соответственно.

На седьмом месте в списке расположились сотрудники МЧС и полиции с 2,1% голосов, на восьмом – спортсмены и зарубежные актеры с 2%.

Девятое место разделили учителя, советский маршал Георгий Жуков, русский полководец Михаил Кутузов, революционер Владимир Ленин – они набрали по 1% голосов.

Топ-10 замкнула известная своим подвигом партизанка Зоя Космодемьянская – героиней ее считают 0,7% респондентов.

При этом, как следует из результатов опроса, 23,4% подростков не смогли назвать имена своих героев».

Обратите внимание – Железный Человеке, Человек-паук и Наруто с серьезным отрывом опережают Ю.А. Гагарина, Г.К. Жукова, М.И. Кутузова! Что ж реформаторы добились своего – мы стали деидеологизированы. Браво. Это, повторю, 2021 год!

Напомню банальную вещь – любой человек всегда, особенно на стадии своего становления, должен иметь образцы для подражания, и это не только родственники, это кто-то на кого хочется равняться, чьим поведением ты вдохновляешься и кто служит образцом для подражания. У почти четверти подростков ничего этого нет. Мы своими руками сделали все чтобы вырастить «Иванов – родства не помнящих». В это же время, наши бывшие союзные республики работали не покладая рук над созданием таких героев для своих детей. И у них тоже это получилось. То, что происходит сейчас на Украине как раз результат именно такой работы. Они работали, мы – бездельничали. Теперь пожинаем.

К чему я все это пишу? Да очень просто. Прошло 30 лет. На дворе 2022 год, специальная военная операция, и вопрос идеологии снова выходит на первый план. Причем в большей степени даже не для нас, а для тех территорий, которые мы собираемся денацифицировать. Там, надо будет предлагать учебные программы, которые должны поменять у подростков уже существующие установки. Но вот ведь в чем вопрос – а кто это будет делать? Министр просвещения, с удивлением узнавший, что в украинских школах изучают фашистскую идеологию? Или те люди, которых он привел за собой и которые успешно на протяжении многих лет работали как раз над прямо противоположным? И что более важно, а что мы можем взять за образец у нас? Что мы можем им предложить? Наши учебники? Так они тоже не отличаются особой любовью в нашей стране: «И все это сочеталось в нем с беспощадной жестокостью, болезненной подозрительностью и мстительностью». Это про Ивана Грозного, кто не догадался.

Нет, я понимаю, что если поставить задачу, то нужный учебник напишут. Напишут те же люди, которые писали все предыдущие – за деньги они переобуются в очередной раз, трудно даже сказать в который. Но может быть хватит кормить эту пятую колонну? Может уже стоит провести серьезные обсуждения учебных программ, ну хотя бы по истории. Причем обсуждать без участия тех, кто писал все предыдущие. У нас в стране масса профессиональных историков-патриотов, у нас в стране масса учителей истории, которые не поступались своими принципами. Давайте уже обратим внимание на них. Хватит кормить «ласковых приспособленцев». И самое главное, давайте признаемся сами себе в том, что образование без идеологии невозможно. Только идеология определяет какого Гражданина хочет воспитать Государство, и только идеология позволяет это сделать. В противном случае мы рано или поздно все же потеряем свой суверенитет.

Специальная военная операция очень четко показывает все наши пробелы и просчеты во всех сферах деятельности, так давайте внимательно посмотрим на образование и исправим их.

Не забываем подписываться и лайкать.

Да, книжка, которую я анонсировал уже в продаже.