Они встали в пару в марте 2014 и все начали с чистого листа. Он - бронзовый призер прошедшей Олимпиады, она - партнерша из пары, которая на этой же Олимпиаде заняла 16 место. Мало кто верил, что из этого союза получится что-то путное. И во главе этой компании маловеров стояла ФФККР.
В первую очередь, против них играла разница в классе. Хотя Викторию, конечно, нельзя было назвать совсем начинающей фигуристкой. C бывшим партнером Жиганшиным они в 2012 году стали чемпионами мира среди юниоров, а в 2014 уже на взрослых соревнованиях завоевали бронзу чемпионата России. На Олимпиаде случился провал. Но, так сказать, с кем не бывает. Тут сложность была в другом. В несомненном таланте Никиты, в том, что он являлся тогда и является сейчас супер партнером. Не зря же Татьяна Тарасова говорила о нем - "поцелованный Богом". А заподозрить ее в субъективности на этот раз сложно, так как известно ее пристрастие к другому танцору - Ивану Букину. В паре Ильиных - Кацалапов выдающиеся способности партнера уравновешивала своей харизмой и амбициями партнерша. А в новой паре, априори, он выдвигался на недосягаемую высоту, и это давило на партнершу психологически. Но тем не менее они оттолкнулись от берега и храбро отправились в опасное плавание к новым берегам.
Их путь оказался очень непростым. Про них нельзя сказать: они решили встать в пару, много трудились и им воздалось по заслугам. Отнюдь нет. Провалов было никак не меньше, чем побед. Особенно в начале их совместной работы.
Бывшая партнерша Никиты, Елена Ильиных, встала с пару с Жиганшиным. Они остались в Москве у Алексеевой и Кустаровой, Никита с Викторией улетели за океан к Зуевой. Федерация сначала заняла сторону Елены, и Никита остался без финансирования, что стало неожиданным и неприятным препятствием для успешного продолжения карьеры. Положение изменилось только после первых соревнований, когда его перестали списывать со счетов. Они очень старались, особенно Виктория.
И все же в первой очной встрече победу одержали Ильиных - Жиганшин. Для второй пары поражение стало обидным, но не смертельным. Через некоторое время пара Елены распалась. А Никита и Вика свое дело продолжили. Но долгое время не могли даже подступиться к пьедесталу на разного рода соревнованиях. Они работали буквально на износ, их донимали травмы, у них менялись тренеры. К этому надо добавить, что тренировалась пара в Америке, лечился Никита от травм дома, в России. Бесконечные перелеты между континентами ни к чему хорошему не вели. Было принято решение вернуться домой. Сначала пара попала к Олегу Волкову, потом к Елене Чайковской и, наконец, они оказались у Александра Жулина. Того самого Жулина, которого юный Никита, тренируясь еще с Ильиных, в свое время разнес (в какой-то степени заслуженно) в одном своем интервью. Наверное, как человек совестливый и честный, он об этом жалел, и зарекся давать интервью - замолчал навеки. В частности, так и не рассказал свою версию разрыва с Ильиных.
Они шли к своей цели - Олимпиаде в Пхёнчхане. Настоящей трагедией оказалось то, что на нее им даже не удалось отобраться. Этому были разные причины. В Корею поехали совсем другие люди. Пхёнчхан оказался жестокой проверкой на прочность, в первую очередь, характера Никиты. Одно дело принять гордое решение кататься с новой партнершей, другое - не отступить от своего решения. А причин отступить было тоже предостаточно. Тем не менее пара "заложилась" на следующую Олимпиаду. Причем, движение к ней они начали в присущем Никите стиле: то сияющие вершины, то бездонные пропасти. Сверхэмоциональность Кацалапова по-прежнему выливалась в отсутствие контроля над собой в самые ответственные моменты. Создавалось впечатление, что "проклятые" твизлы из горних высей вдруг спускали его на грешную землю, и этот резкий переход из одного мира в другой, буквально, вышибал Никиту из программы, они срывали элементы, падали, делали помарки.
Времени до Олимпиады в Пекине оставалось не так уж много. Борьба обещала быть острейшей. Надо было искать свои пути к победе. И первая задача состояла в достижении 100% - ной стабильности. У Жулина был свой взгляд на эту проблему.
Кацалапова нужно помещать в комфортную обстановку с точки зрения быта, отношения тренерского штаба. Никите важно чувствовать, что за ним стена. Музыка здесь не первопричина. Главное — это атмосфера одной семьи, где каждый отвечает друг за друга. Ответственность, любовь и понимание. Вот что необходимо Кацалапову. Есть, конечно, и секретные вещи, которые говорит тренер, чтобы не срывались элементы, но это уже наши внутренние дела.
Дело пошло, у ребят появились очень интересны программы. Наверное, Александр Жулин тоже скучал по такой талантливой паре. В сезоне 2018-2019 он поставил им в качестве ритм - танца совершенно сногсшибательное танго. Это был высший пилотаж. Лучшее танго сезона, в котором музыкальность и танцевальность Кацалапова умножались на тонкий, точный расчет, на ювелирную работу ног, рук, корпуса. Это было потрясающе. Не менее великолепным танцем стали и "Танцующие под дождем". То есть пара приблизилась к самому важному рубежу - у них стали появляться шедевры.
И все-таки, при всем уважении к Виктории, в этом дуэте иногда не хватало яркой, темпераментной партнерши. Партнерши, которая будет не все понимающей, верной женой декабриста, а станет мятежной Кармен, которая с партнером будет эмоционально на равных. Ведь Кацалапов являлся в своем гениальном блеске, как раз будучи выбитым из зоны комфорта, на пределе физических и эмоциональных сил. Правда, именно такая танцевальная гениальность часто каралась потерей стабильности. Но искусство, как известно, требует жертв.
Как бы то ни было эта команда - Жулин, Кацалапов, Синицина - подошла к Олимпийским Играм в Пекине, пройдя через травмы, болезни и неудачи. Для спортсменов это были особые, знаковые соревнования: одну Олимпиаду пропустили, до следующей вряд ли дотянут. Надо было отвоевывать свое здесь и сейчас.
Теперь им противостояли два американских дуэта и элегантные французы.
Пападакис - Сезерон - это особая статья. Они гениально выкрутились из достаточно банальной темы ритм - танца олимпийского года, выбрав для "Уличных танцев" - вакинг (wacking, "махание руками"), клубный танец эпохи диско, стремительный и ритмичный, в основе которого точные движения рук и подчеркнуто - горделивое положение корпуса. Их руки-плети, по выражению Ильи Авербуха, поразили всех, причем супер пластичные и красивые они были не только у партнерши, но, главным образом у партнера. Тут они попали в точку, резко выделившись на фоне остальных пар, пошедших по банальному пути хип - хопа и диско. Что касается произвольного танца, то он был откровенно скучноват.
Я считаю, что танцы ухудшились. Перед Сочи все соревнования смотрелись на одном дыхании. Из первых десяти пар можно было любой отдавать чемпионство. Каждая пара передавала свой стиль, неповторимый абсолютно. После Сочи все стало достаточно однообразно. В первом сезоне своей плавностью и пластичностью всех удивляли Пападакис и Сизерон. Тогда это действительно смотрелось невероятно. А потом весь мир танцев на льду решил, что это новая тенденция. И ей надо следовать. В итоге абсолютное большинство катается в этом стиле — в миноре. Перед Сочи все были такие разные, каждый болельщик мог найти пару для себя. Были дискуссии, споры. Было даже ощущение, что идет соревнование не только между спортсменами, но и между стилями. Это было очень интересно. А сейчас все выглядит немножко скучно.
Так оценила ситуацию в танцах на льду Елена Ильиных. Возможно, она была не так уж далека от истины.
Более того она считала, что победить французов можно, если выпутаться из обволакивающего пластично - красивого стиля, навязываемого посредством судейства всем. Для этого нужен прорыв.
... у нас складывается какой-то рейтинг, вот это все: французы всегда побеждают, а чтобы победить уже непобедимых, нужно что-то сделать экстра, что-то, чего от тебя не ждут.
Причем, на остриё атаки Елена выдвигала бывшего партнера с его девушкой.
Мне кажется, если кто-то из наших и может, то это будут Никита с Викой. Им уже это удалось – на чемпионате Европы победили французов.
Но им, как мне кажется, не хватает какого-то риска, сейчас все такое на safety-режиме. Но они уже доросли до такого уровня и скатанности, что могут показать что-то вау, что-то суперновое, что-то суперинтересное.
"Перешибить", переиграть французов чем-то суперновым Никите, Вике и Александру не удалось. Может быть они и не решились на это, стратегически правильно рассчитав, что возможно это путь к вершине, а возможно путь в никуда. Хотя намек на то, что они устали от некоторого общепринятого занудства был в коде произвольной программы, где они позволяли себе слегка "оторваться" под рахманиновскую вариацию на тему Паганини.
Олимпиада, вообще, для нас пошла кувырком - начался дичайший по своему цинизму скандал с допингом Камилы Валиевой, на разминке танцоров произошел безобразный инцидент, когда американец то ли задел, то ли отодвинул, то ли просто как-то некрасиво прикоснулся к Виктории. И даже не подумал извиниться. К счастью, Никита не поехал разбираться, а ограничился грубым окриком. Но это тоже был элемент нечестной игры со стороны американской пары, провокация, с расчетом на то, что эмоциональный соперник окажется выбитым из колеи. В команднике Никита и Вика проиграли обеим американским парам. Становилось не по себе. Закрадывалось жуткое подозрение, что их вообще хотят оставить без медалей. Но они выстояли, несмотря ни на что, безошибочно откатав обе программы в личном турнире. И абсолютно по праву завоевали серебряные медали.
Но как болельщик я, все - таки надеюсь в будущем на суперновые, современные, но страстные, живые, человечные танцы. И вместе с Еленой Ильиных буду ждать этого прорыва именно от Кацалапова и Синициной.
Профессионализм никуда не уходит. Колоссальный опыт. Они проходили через травмы. Они знают, как работать со своим организмом, знают друг друга, знают свой стиль, знают, чего от них ждут судьи. Это невозможно никуда спрятать. А смогут ли они что-то свое привнести? На это я очень надеюсь. Я знаю, что именно эта пара может катать все. У них эмоций хватит как на лирические, так и на любые модерновые постановки. Хочется, чтобы они продолжали удивлять. И успели внести в наш вид еще больше нового.