За 8 дней до Пасхи отмечают Лазареву субботу , когда произошло воскрешение ( не воскресение) Лазаря. Это единственное из чудес, которое приобрело статус праздника. Описано в Евангелии от Иоанна. Захотелось описать именно этот праздник в изобразительном искусстве, но прошу воспринимать этот текст как текст от просто человека, художника и искусствоведа, не богословский, ибо о евангельских событиях напишу кратко, реферативно, для того, чтобы понять действие. Хотя, признаюсь, эта притча, история, сказание - волнует меня лично, так как может многих волновать воскрешение к жизни после испытаний, иногда страшных.
В раннехристианский период сюжет еже был популярен в народе, а иконография минималистской. Впрочем, надо иметь ввиду, что в этот период все сюжеты подобным образом выполнены, а самые умелые художники этого периода все-таки работали не на гонимых тогда ещё, до 313 года, до Миланского эдикта Константина, христиан.
Праздник входит в 12 праздников, иконография которых изначально определяется поэтическими образами и метафорами Евангелий от Луки, Иакова, Иоанна, он призван отвечать на важные мировоззренческие вопросы в преддверии Пасхи. Что есть смерть? Прерывается ли жизнь с умиранием тела? Что такое "воскресение из мертвых"? Есть ли разница между воскрешением умершего и его воскресением?
История воскрешения Христом «уже смердящего» Лазаря из Вифании по пути следования в Иерусалим рассказана в Евангелии от Иоанна, причём рассказана с такой психологической точностью, все детали показаны так зримо и ярко, как одного из самых эмоциональных событий в Евангелии, того, о котором сказано "прослезился Иисус". Чудо воскрешения Лазаря. Обычно уточняют: "четырехдневного Лазаря". Согласно церковному преданию, Лазарь по воскрешении прожил еще 30 лет, а потом умер - в сане епископа Кипра.
"Иисус, придя, нашел, что он (Лазарь) уже четыре дня в гробнице. ... многие из иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в горе о брате их. Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему ... Сказала тогда Марфа Иисусу: "Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но я и теперь знаю, что о чем бы Ты ни попросил Бога, даст Тебе Бог". Иисус говорит ей: "Воскреснет брат твой". Говорит Ему Марфа: "Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день". Иисус сказал ей: "Я - воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли ты в это?" Она говорит Ему: "Да, Господи! Я верую, что Ты - Мессия (Христос), Сын Божий, в мир Приходящий.
Иисус произносит неоднозначные или не сразу понятные слова, смысл которых приходит с размышлениями: "Я - воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли ты в это?" В Евангелии сказано не о рыдающем Христе, а "Прослезился Иисус". Христос "заключил необходимые страстные движения в некоторую меру и пределы, предотвращая несострадательность, потому что это зверонравно, и не дозволяя предаваться скорби и проливать много слез, потому что это малодушно".
Описание самого действия по Евангелию: "Иисус же, снова возмущаясь в Себе, приходит к гробнице. Это была пещера, и камень закрывал ее. Иисус говорит: "Возьмите камень". Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: "Господи! Уже смердит; ибо четырехдневный уже". Иисус говорит ей: "Не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию?" Тогда взяли камень, Иисус же поднял глаза ввысь и сказал: "Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал это ради народа, стоящего кругом, чтобы поверили, что Ты послал Меня".
Сказав это, Он воззвал громким голосом: "Лазарь, выходи!", призыв, звучащий в этот праздник в храмах. И вышел умерший". Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него".
Вот этот властный призыв Христа: "Лазарь, выходи!", обращен не только к Лазарю. Лазарь - образ души, погребенной под спудом грехов души, "от наших грехов смердящей". "Развяжите его, пусть идет…" Вот эту сцену и изображают на иконе праздника Лазаревой субботы. Иудеи закрывают лица: боятся трупного запаха. Работники уносят крышку гроба. Воскрешение Лазаря - это возвращение умершего, который "уже смердил", к жизни земной, это восстановление физических тел людей в новом состоянии. Христианство учит, что произойти все должно при втором пришествии Иисуса Христа. Современность, однако, созвучна старинному тексту в очередном ожидании второго пришествия или нового состояния. Впрочем, врачи, психологи и люди других благородных профессий эту миссию частично выполняли всегда. Разве не похожие эмоции мы испытываем, когда благодарны хирургу за успешную операцию, психологу, учителю, наставнику, духовнику за прозрение, и художнику, поэту, музыканту сочинившему и исполнившему образ в искусстве, который приводит нас к катарсису.
Изображение сцены воскрешения - это образ метафоры Евангелия. Как же пробовали и условились её изображать? Заметим, что прослеживается историческая и культурная связь с Египтом - Лазарь спеленут как мумия при захоронении .
Большинство скупых изображений Воскрешения Христом праведного Лазаря относятся к IV-VI вв. и происходят от из Палестины и катакомб Рима. Более поздние ( 11 век) византийские фрески - наоборот, многофигурные и сложные композиции -добавляются иудеи, сестры, иногда и душа Лазаря. Откуда воскрешается Лазарь - иногда пещера, склеп, римское погребение, вертикально поставленный гроб, архитектурные композиции, вариации есть. В живописи, как и положено, нблюдается большая свобода художника в поиске новых форм и в воплощении своего замысла. Но традиция лаконичной, знаком, передачи чуда сохранилась в прикладном искусстве и книжной миниатюре. Она же - в известном этюде М.В. Нестерова. Итак, начинаем просмотр с комментариями вариантов изображений Воскрешения Лазаря в разных культурах и эпохах и на разных материала - фрески, иконы, картины, рельефы в камне и дереве, изображения на личных предметах благочестия ( кресты, кольца и т.п.), иллюстрации Евангелия .
Переходим к живописи западноевропейских и русских художников. Как эмоциональны образы у эмоциональных и страдающих художников!