В свете недавних печальных событий решил рассказать о самих истоках противокорабельных крылатых ракет.
Первой серийной советской крылатой ракетой стало изделие КС - 1 «Комета». Её начали разрабатывать в 1947 году. За основу был взят новейший по тем временам истребитель МиГ 15. Изначально вместо него должен был использоваться МиГ 9, но комиссия сделала выбор в сторону новой модели. Кабина лётчика была заменена на мощную боевую часть а так же добавилась аппаратура наведения. Форма крыла тоже претерпела изменения, а в носу был смонтирован обтекатель РЛС.
ТТХ ракеты:
Длина: 8,29 м
Диаметр: 0,92 м
Высота ракеты: 1,2 м
Размах крыла: 4,77 м
Стартовая масса: 2760 кг
Скорость полёта: М=0,9
Дальность стрельбы: 90 км
Система наведения: радиолокационная
Масса боевой части: до 600 кг
Двигатель: ТРД РД-500К
Топливо: керосин ТС, Т-1
Самолет-носитель: Ту-4К, Ту-16КС
Когда встал вопрос о тестировании изделия, было решено разместить кабину пилота на месте боевой части. Так же были установлены шасси и все механизмы управления полётом.
Первые испытания ракеты прошли 4 января 1951 года. В мае 1951 года был произведён первый пуск с самолёта носителя. «Комета» была прикреплена к доработанному для этих целей бомбардировщику ТУ-4. Самолёт набрал заданную высоту и произвёл пуск ракеты. Изначально КС-1 летел как ракета к заданной цели. Но в последний момент лётчик-испытатель взял управление на себя, отвернул от мишени и вернул изделие на аэродром.
Ту-4 был устаревшим поршневым самолётом, поэтому уже начиная с 1953 года начались разработки нового носителя ТУ-16КС на базе бомбардировщика ТУ-16. Начиная с июня 1957 года первые ракетоносцы стали поступать в Вооружённые Силы, а именно в авиацию Черноморского флота.
Благодаря советским инженерам, отечественное ракетостроение развивалось быстрыми темпами и уже к концу 1960-х годов последние КС-1 были заменены на более современные ракеты.
Интересные факты
- 21 ноября 1952 года было произведено первое беспилотное тестирования ракеты. Прямым попаданием был потоплен легендарный крейсер «Красный Кавказ». Он разломился на две части и через несколько минут затонул. О самом крейсере и о его боевом пути я обязательно напишу статью, так что подписывайтесь на канал!
- Ведущим летчиком-испытателем на самолетах-аналогах был ас Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского союза, Амет-хан Султан
- В апреле 1972 году, в честь 30-ти летия присвоения звания Гвардейской 6 и.а.п, жителями ПГТ Кача был установлен памятник Авиатором-Гвардейцам. Он представляет из себя установленную на постаменте ракету КС-1.
- Помимо СССР, ракету использовали ВВС Египта и Индонезии.