Всем привет! В сегодняшней подборке у нас свежак с переклеенной датой срока годности. Первый - это очередная реанимация Кожаного лица в очередном сиквеле "Техасской резни бензопилой". Второй - затерянный фильм от маэстро зомби-кино Джорджа Ромеро, пролежавший на полках полвека, оказавшийся...
Техасская резня бензопилой
После выпуска в 2017 году фильма "Кожаное лицо", в котором тандем Бустильо/Мори попытались рассказать историю появления жуткого убийца и исследовать мотивы его поведения, студия Lionsgate обзавелась правами на ещё целых пять фильмов, но из-за несоблюдения дедлайнов (франшизы должны приносить деньги!) права были утеряны. Впоследствии из приобрела компания Legendary.
Эти ребята справились с условиями договора, и хотя проект поменял рулевых - ими в итоге стали продюсеры Альварес и Саягес, авторы "Не дыши" - проект недавно финишировал, приземлившись сразу на платформе Netflix. Режиссером назначили мало известного, но потенциально интересного Дэвида Блу Гарсиа, автора "Бладфеста" и "Техасца".
Следуя современной тенденции ребутов, новая картина претендует на единственно верный сиквел оригинала, отменяя своим существованием все оригинальные сиквелы оригинального фильма. Тем же путем пошла команда Дэвида Гордона Грина с их "оригинальной" трилогией сиквелов "Хэллоуина". К сожалению, переосмысление истории о маньяке с бензопилой ждала та же участь, что и новый сиквел истории о Майерсе - фильм встретили прохладно, и в этом случае это вполне оправдано.
Итак, сюжет нового фильма берет классическую конструкцию, предложенную Хупером в оригинальном фильме 1974 года и переносит её в современное время. Те, кто пишет о переосмыслении классики с жертвами-хипстерами, видимо, забывает, что оригинальная история была про таких же городских ребятах, попавших в дикую глушь.
Впрочем, поколения всё же меняются, и у современных приезжих есть осязаемая цель и практические соображения - они планируют построить в захолустном городке свой город-сад с барбершопами и бургерными, польстившись на крайне низкую арендную плату, продиктованную памятью места - никто не хочет жить и работать в местечке, которое известно столь печальными событиями. Однако, наши персонажи решают, что времени прошло достаточно, а байка о резне и Салли Хардести лишь усилит интерес публики.
Герои являются в один из арендованных ими домов, где к своему удивлению обнаруживают мирно проживающую там старушку, которая начинает потчевать их историями о своих воспитанниках, один из которых всё ещё живёт с ней и как-то сразу подозрительно напоминает мистера Кожаное лицо. Проявив поистине впечатляющее нетерпение и отсутствие такта, герои поступают отвратительно и вызывают полисменов, которые забирают старушку в участок, но по пути её убивает сердечный приступ. А сопровождавший её здоровяк, понятное дело, берется за оружие и ищет горе-предпринимателей, чтобы совершить кровавую месть.
Не знаю, может быть, Альварес/Саягес посчитали, что прикрученная ими тема о жаждущих наживы и не желающих проявить уважение героях - они позже обнаруживают, что ошиблись с документами - сделает фильм свежим и добавит ему остроты. Но этот трюк проигрывает простенькой конструкции с аддикцией главной героини ремейка "Зловещих мертвецов", с учётом, что там те же Альварес и Саягес отнестись к оригиналу бережно. Может быть, авторы решили, что возвращением той самой выжившей Салли Хардести, которая без меры косплеит Сару Коннор и Лоури Строуд, выведут фильм на иной уровень... Но ничего из этого не сработало.
В фильме всё очень скомкано, начиная от открытия личности здоровяка, которая никого не удивит и раскрытия героев, закачивая боевыми сценами и абсолютно не трогающим появлением выжившей из первой части.
Вопрос - как отнестись бережно к оригиналу, который являл собой странное грубое кинополотно, снятое в хронологическом порядке с использованием эффектов, созданных на коленке и любительских актеров, которые, по словам Хупера, возненавидели его к концу съёмок. Так или иначе, ответа на этот вопрос никто из создателей ремейков не нашел. В новом сиквеле, вышедшем на Netflix, нет ничего, что позволило бы его советовать, если только из интереса, что там нового придумали. А не придумали ничего. Может, Альварес и Саягес выдохлись или просто достигли статуса, когда можно особо не париться, и поняли, что такие проекты делают, в общем-то, ради денег.
Парк развлечений
Джордж Мартин, менеджер Битлов, сказал в одном из интервью о том, что "старость - это штука не для слабонервных". В начале этого фильма ему вторит актер, сыгравший главную роль в этом странном фильме, которому было суждено пролежать на полке полсотни лет.
Джорджу Ромеро было 34, когда он создал этот экспериментальный фильм, и это может говорить о том, что отец зомби-кино уже тогда задумывался о вечных вопросах жизни и смерти. Отмечу, что перед просмотром обратите внимание на жанр - там ясно указано, что это драма, и не стоит покупаться на постер и ждать вторжения безумных клоунов на карусель. Это драма, но драма может быть страшнее хоррора.
Итак, после вступления актера Линкольна Маэзела, которого вы можете знать по ромеровскому ужастику "Мартин", главный герой попадает в белую комнату, служащую как бы предбанником, и получает предостережение от измученного мужчины преклонного возраста, что за дверью не ждёт ничего хорошего и незачем туда идти. Но наш герой, будучи ещё полным сил, делает шаг и попадает в парк развлечений.
Это обыкновенный парк развлечений - место, куда люди приходят, чтобы весело провести время, побаловать детей аттракционами, а себя корзинкой жареной картошки. И здесь нет - до поры до времени - никаких монстров и кровопийц.
Но вскоре по всем законам родного Ромеро жанра хоррор Линкольн Маэзел начинает подмечать странные вещи. Нет, мутантов всё ещё нет, зато есть нативные мутации, отклонения в поведении людей и их отношении к тем, кто представляет зрелую возрастную группу. Повсюду людей преклонного возраста ждёт угнетение их прав в виде запрещающих вход на аттракцион табличек, наглые торгаши обманывают их, заставляя обменять на входной билет семейные драгоценности, разборки по поводу аварии на автодроме - да, те детские машинки - заканчиваются обвинениями пожилой пары, хотя они были ни при чём.
Маэзел попадает в кабинку для гаданий и видит, как ведунья предсказывает будущее молодой паре, а те, увидев, что их жизнь закончится - какой шок! - немощностью и старостью, нападают на Линкольна, не вовремя попавшего под руку. После этого всё становится хуже и хуже. На героя нападают локальные представители "ангелов ада", избивая его и отнимая деньги - тут фильм стилистически кивает психоделическому кино того времени. Маэзел теряет всякое уважение вместе с чистотой костюма, и никто уже не желает подать ему руки.
Старость не для слабаков. И любому автору хоррора будет ясно, что стоит поместить пожилого человека в сеттинг ужастика, и он просто умрет от сердечного приступа или инсульта. Но зачем помещать такого человека в пространство хоррора, если в таком возрасте каждый день итак борьба за жизнь? Достаточно просто отправить его в парк развлечений. Старость сама делает остальную работу.
Ну что же, настал момент сказать начистоту. Я не отказываюсь от своих слов о том, что драма может быть страшнее хоррора. Но что если навязчивая социальная реклама может быть страшнее хоррора? Да, этот фильм Ромеро не задумывал сам, это был заказ лютеранского общества, которое собиралось использовать ленту для пропаганды помощи пожилым людям. Это большая социальная реклама.
Но фильм снял Ромеро, и он получился таким каким получился - лютеранская организация отвергла работу, назвав её чем-то "на грани". И это действительно так. Это во многом моветон, фильм берет проблематику и обрисовывает её как-то нарочито гипертрофированно и по-злому. Ромеро никогда не доставали изящества при обращении к социальным темам, но тут это дошло до точки. Это похоже при всех плюсах и находках на студенческий фильм - гротеск, навязчивые аллегории, неуместное использование приемов. Но что самое примечательное во всей этой истории с "Парком развлечений"? А то, что продержать ленту на полке пятьдесят лет, кажется, было частью замысла. Мы, которые кажемся сами себе куда более терпимым и толерантным обществом, смотрим сегодня это кино, и понимаем, что из него выветрились вся раздутость и утрирование. Душещипательная сцена с чтением книги про трёх поросят цепляет и берёт за живое. Всё так и есть. Но как такое возможно?