Арбатская площадь в начале 20 века года выглядела вовсе не так просторно, как сегодня – напротив появившегося в 1909 году первого в Москве синематографа Брокша стояли дома (их снесли вместе с церковью Бориса и Глеба в 1930-м). Здание выглядело как дворец – с колоннами, фонтаном в фойе и прозрачным фонарем в крыше. Зал вмещал 400 зрителей.
Молодое искусство кино стремительно набирало популярность, поэтому уже через пару лет владелец Альберт Брокш решил существенно расширить здание, и для перестройки пригласил выдающегося московского архитектора Шехтеля.
К 1912 году стиль модерн, с которым у нас ассоциируется архитектура Шехтеля (и это правомерно, в модерне зодчий достиг вершин своего творчества), вышел из моды, уступив место неоклассицизму. Для нового здания кинотеатра Шехтель предложил первый в своем роде фасад с классическими элементами, провозглашающий принадлежность двадцатому веку.
Так как тротуар был узким, фасад здания сделан совсем плоским с чуть выступающими ризалитами по разные стороны – в них устроены два входа, чтобы публика не толпилась. Украшением служат пилястры по бокам от дверей, над ними женский и мужской маскароны, классические карнизы и полукруглые ниши (люнетты) с барельефами колесниц Гелиос и Селена. От старого здания, гораздо более низкого, остались окна. Чтобы уравновесить пропорции, архитектор расположил карниз ровно посередине фасада. От античных статуй на углах ризалитов (см рисунок Шехтеля) заказчик из соображения экономии отказался.
Интерьеры были выполнены в классическом стиле, однако компоновка зрительного зала отличалась от привычной для театров. Вместо опоясывающих зал боковых ярусов появился большой, чуть изогнутый балкон, где за креслами и ложами предлагались дешевые стоячие места. Появление такого балкона с большим выносом стало возможным благодаря применению прогрессивного материала – железобетона. Новое здание кинотеатра на 900 мест открылось для посетителей в 1913 году.
После революции национализированный кинотеатр стал главной площадкой Госкино, где проводились все громкие премьеры. В карусели фотография 1926 года – рекламный макет корабля на фасаде Шехтеля перед премьерой фильма Эйзенштейна «Броненосец Потемкин».
Во время войны попавшая в соседний дом бомба частично разрушила кинотеатр, и при послевоенном восстановлении он претерпел значительные изменения. Была упразднена оркестровая яма, упрощены интерьеры, заложены оконные проемы, в борьбе с излишествами счищены лепные композиции, исчезло с фасада и название «Художественный».
В 90-е здание вновь подверглось перестройке – в фойе был надстроен дополнительный этаж, где разместилось казино, под ним игровые автоматы и бар. К своему столетию кинотеатр пришел в ветхом, деградирующем состоянии.
После 6 лет 10 месяцев и 12 дней масштабной реставрации в апреле 2021 года кинотеатр “Художественный” вновь открыл свои двери.
Внешний вид фасада воссоздавался по оригинальным чертежам Шехтеля. Были раскрыты заложенные окна, по эскизам архитектора воссозданы фонари, в люнетты вернулись барельефы, отреставрированы исторические двери, над ними вновь появились маскароны, надписи «Входъ» и «Выходъ». Теперь на фасаде расположена мерцающая афиша из интегрированных в штукатурку точечных светильников, не нарушающая исторический облик, и вывеска «Художественный электротеатръ».
Внутри здания все новое и не такое, как раньше (да и фотографий былого интерьера не сохранилось) – идеи восстановить прежний дизайн или сделать «под Шехтеля» не было. Возвращение к жизни исторического наследия, сохранить памятника, наполнив инженерным оборудованием, необходимым для функционирования в прежнем значении, но в ногу современности – вот основная задача, с которой великолепно справилась международная команда специалистов.
Архитектурную концепцию разработало немецкое бюро merz merz, имеющее большой опыт работы с историческими зданиями, такими как берлинские Государственная Опера и Старая Национальная Галерея. Интерьерами занимались испанские дизайнеры, входящие в ТОП-10 европейского рейтинга. Разрабатывало проект и курировало работу немцев с испанцами московское бюро Strelka CA.
В главном вестибюле появилась широкая лестница затейливой формы – дань почтения звезде русского модерна Федору Шехтелю от бюро испанского дизайнера Lazaro Rosa-Violan. Он известен дизайном доброй половины самых роскошных отелей и ресторанов Мадрида и Барселоны, а теперь и интерьерами «Художественного».
В центральном фойе перед главным залом, просторном зале с мраморным полом, расписными панно на стенах и огромными люстрами на своем историческом месте (до наших дней сохранилось лишь основание фонтана. О внешнем виде, каким он был, не известно) появился современный стеклянный фонтан c электрическими лампочками.
Главному залу вернули исторический облик в наибольшей мере. Изначально кинотеатр предназначался для демонстрации немого кино, а значит, пространства для аудиооборудования не было предусмотрено. За подвесными конструкциями советского периода обнаружилась оригинальная шехтелевская решетка потолка, за которой удалось почти ювелирно интегрировать мощную аудиосистему Dolby Atmos. Частично акустика также встроена в ниши стен, которые покрыты звукопрозрачной штукатуркой.
Вернули оркестровую яму, в ней сейчас техническое оборудование, укрепили опорами выносной балкон – в последние годы до ремонта из-за опасности обрушения зрителей на него не пускали.
В зале восстановили лепнину, но в угоду комфорта изменили наклон пола – вместо прямого уровень теперь наклонный. Кстати, гордость кинотеатра — высококонтрастный кинопроектор Barco. Таких в мире всего 17, и четыре из них — в «Художественном».
В подвалах кинотеатра расположены роскошные туалеты в темных тонах - стены облицованы керамикой ручной работы российских мастеров (завод ПЕНТАКЕРАМИКА). Прототипом для коллекций «Квадрат» и «Прямоугольник» послужили описания и образцы плитки, которая была использована в проекте Федора Шехтеля.
Проект реконструкции старого кинотеатра интересен тем, что ценное историческое наследие удалось не только сохранить, но также оживить благодаря интеграции новых технологий и превратить в современный культурный центр.
Сейчас это не только кинотеатр, причем, намного шикарнее прежнего. После открытия в «Художественном», кроме кино, можно найти и другое наполнение – гастропространство с рестораном Niki и кофейней Eleven Coffee, уголок израильских парфюмеров Zielinski & Rozen (где предлагают выпущенный в честь открытия кинотеатра аромат «старого кино» Fiction), и даже филиал библиотеки Некрасова с мини-коворкинг-зоной и редкими книгами. А когда станет теплее, Eleven Coffee откроет веранду с видом на особняк Арсения Морозова – чем не повод выпить чашечку кофе перед сеансом?
#москва #прогулки по москве #архитектура #шехтель #кинотеатр