«Тебе больше всех надо?»
Современная массовая школа как институт противоречива по своей природе.
С одной стороны, она требует высочайшего профессионализма от педагогов в психологическом и методическом планах, поскольку мы занимаемся развитием личности ребенка. С другой – учитель по большому счету не обязан быть глубоким специалистом в своей области: его знания могут ограничиваться пределами «школьной программы», что подтверждается многочисленными акциями сдачи учителями ЕГЭ. Сдал экзамен – профпригоден, не надо ни книг читать, ни статьи писать, ни на конференциях выступать, ни авторских курсов разрабатывать.
Вместе с тем профессия учителя одна из самых интересных. Ты можешь постоянно учиться вместе с детьми, профессионально расти и реализовывать творческие идеи. Однако этот рост неизбежно упирается в какую-то крышку, потому что школа – консервативный институт со множеством ограничений: учебник не выбирай, содержание не меняй, инициативу не проявляй, элективные курсы – только по утвержденным программам, журнал заполняй, экскурсии и выезды в театр согласовывай и т.п. Более того – школа порой напоминает конвейер: за день учитель может провести несколько одинаковых занятий, а если это повторяется каждый день, то можно сойти с ума.
В связи со сказанным возникает вопрос: как со всем этим справиться молодому инициативному педагогу, как ему научиться летать?
Один из возможных путей – стать предпринимателем в прямом смысле этого слова: человеком, который что-то в жизни предпринимает, обладает предприимчивостью – «способностью находить выход из затруднительных положений, практической энергией действия и сильным желанием добиться поставленных целей» (Колесов В.В. и др. Словарь русской ментальности. В 2 т. Т. 2. СПб., 2014. С. 97).
Учительское предпринимательство – не про деньги, а про дело.
В английском языке лет десять назад появился термин teacherpreneur – учитель, который, помимо проведения занятий, придумывает и реализует свои идеи (часто вместе с детьми), превращая их в тиражируемые и/или приносящие доход продукты (учебники, подкасты, технологии и проч.).
Есть ли такие учителя в российской школе? Разумеется. Их, к сожалению, немного, но они есть. О них и пойдет далее речь.
Прежде чем писать эту статью, я задал несколько вопросов об учительском предпринимательстве моим коллегам из школ Санкт-Петербурга, Москвы и Подмосковья и участникам Всероссийского конкурса учителей частных школ «Вклад учителя».
Итак, какие формы может принимать учительское предпринимательство?
«Не боюсь пробовать себя в чем-то новом»
«Я развиваю проект анонимной психологической помощи учителям “Суперклассный”. Осенью 2021 года закончила курс социального предпринимательства. Состою в Ассоциации карьерного консультирования и сопровождения, участвую в мероприятиях по теме профориентации, представляю мнение уровня школьного образования» (Татьяна Сазонова, учитель истории и обществознания Гимназии 406 (Санкт-Петербург), победитель конкурса инновации в образовании КИвО 2020).
«Репетиторство. Еще я психолог-консультант, консультирую платно, а также в качестве волонтера в одном из онлайн-проектов» (Екатерина Александровна Карабекова-Толстых, учитель английского языка).
«Православным литературоведением. Пишу в жанрах малой прозы» (Андрей Борисович Воробьев, учитель русского языка и литературы Наро-Фоминской СОШ №6).
«Я работаю иллюстратором и веду мастер-классы по живописи и рисунку, создаю образовательные форумы для творческой молодежи» (София Тимофеева, художник, педагог, г. Волгоград).
«Совмещаю работу с блогом (аудитория более 38 тыс.), являюсь амбассадором Учи.ру» (Голощапова Татьяна, учитель/блогер).
«Руковожу любительским хоккейным клубом болельщиков "Авангард", провожу тренировки» (Руслан Андреевич Кофанов, преподаватель физической культуры и спорта в Хорошколе).
«Веду авторский курс по развитию лидерских качеств “Академия TMBA”. Работаю модератором в разных проектах и организациях: «Россия — страна возможностей», Университет Иннополис, РЖД, Институт Развития Образования Республики Татарстан» (Дмитрий Сергеевич Шакирзянов, координатор проектной деятельности в Международной школе «Унискул», Казань).
«30 лет работала учителем начальных классов, в том числе 12 лет была заместителем директора. Кроме лицея, 16 лет работала директором и педагогом детского развивающего центра “Лучики”. В прошлом году решила открыть свою частную школу» (Наталья Евгеньевна Колганова, директор ЧОУ «Новая Школа Натальи Колгановой» г. Липецка, к.п.н., учитель начальных классов).
Любопытно, что я не получил ни одного одинакового ответа. Возможно, потому, что учительское предпринимательство позволяет нам развить свои уникальные способности и таланты. А что дает толчок движению учителя в этом направлении?
«Я так и не поняла, как это произошло»
В любом деле должно быть три составляющих: удовольствие, деньги и перспектива (fun, profit, perspective). О чем, собственно, и написал Дмитрий Шакирзянов: «1) Мне нравится заниматься этим. 2) Дополнительный заработок. 3) Люблю непрерывную смену деятельности».
На путь социального предпринимательства учитель может выйти разными тропами: кому-то в школе чего-то не хватает, кто-то привносит в школу свои увлечения, кого-то на поиск нового вдохновляет сама школьная жизнь.
«После того как мой сын пошёл в школу, я начала следить за трендами в образовании, участвовать в мероприятиях, которые дают возможность познакомиться с лидерами мнений, интересными людьми. Все приобретённые знания, навыки, знакомства я пытаюсь “прикрутить” к школе, к урокам» (Татьяна Сазонова).
«В школе, возможно, из-за соображений светской этики не всегда учитывается глубинная связь литературных явлений с христианской философией и мировоззренческой концепцией автора как православного человека. Многие произведения из программы по литературе переосмысливаются мной именно с этих позиций» (Андрей Воробьев).
«Еще до работы в школе я работала фотографом и дизайнером. В 2019 году у меня появился свой проект – книга “Скетч-путешествия по городу Волгограду”. Так я стала иллюстратором. В прошлом году издательство купило у меня идею и мы доработали с ними концепцию книги. Работать было в удовольствие. Сейчас книга продается, чему я очень рада. А я продолжаю совершенствоваться как художник и иллюстратор» (София Тимофеева).
«Хоккеем с шайбой я увлекаюсь с детства. Он воспитывает характер, умение преодолевать трудности, добиваться целей во взаимодействии с партнерами, через прямую коммуникацию и диалог. Принимая участие в соревнованиях, ты живешь, радуешься, испытываешь разные эмоции, готовишься к играм – все это добавляет интереса и азарта к бытовым вопросам» (Руслан Андреевич Кофанов).
«1 сентября 2020 года я, учитель начальных классов, в тридцатый раз встречала детей на пороге школы. Праздничное настроение, цветы, радость от встречи, первый урок, эмоции, усталость… И думы… Думы о том, а что, собственно, изменилось за эти 30 лет? 1 сентября 1990 года я встречала 25 учеников, и в 2020 – 25, а коллеги и 34. Школа работала в две смены тогда, и сейчас та же история.
Вспомнила себя, молодую 22-летнюю учительницу, которая мечтала, что сумеет научить каждого необходимому и тому, что будет интересно лишь ему. Мечтала, что буду учить окружающему миру не только по учебнику, но и смогу в тепличке показать ученику, как на самом деле растет огурец. Хотелось предложить ребёнку занятия по интересам: кому спорт, кому слесарное дело, а кому танцы, театр и художественное слово. А ещё мечтала, что будет время сходить и в библиотеку, в театр, в музей… Мечты… мечты…
И вот, случайная встреча с однокурсницей. Разговорились. Оказалось, что работает в “Новой школе”. Что за школа? Послушала её, изучила сайт. Интересно. Поехала в гости, посмотрела всё изнутри. Задумалась, смогу ли сделать подобное? И решила – школе моей мечты быть! Теперь я собственник и директор одновременно» (Наталья Колганова).
Узнаете себя? – Я да.
«Для общей пользы»
Идея заняться какой-то деятельностью, помимо проведения уроков и «бытовых вопросов», должна созреть. Помню, когда я только пришел в Школу имени А.М. Горчакова, учредитель задал мне вопрос, кем я себя вижу через десять лет, и я ответил, что хочу открыть свое дело. Он посмеялся и сказал, что, если бы у меня были предпринимательские способности, я бы уже давно это сделал. Но шеф услышал меня (во всяком случае мне так кажется), идею не зарубил и дал возможность двигаться к цели: строить школу и создавать новые образовательные продукты (образовательные путешествия, литературные экскурсии, Летняя школа, начальная школа, детский сад, конкурсы «Мужская профессия» и «Вклад учителя» – много всего). Это был самый правильный и безопасный ход, который удовлетворил мою потребность в самореализации.
Не только зуд самореализации движет учителем-предпринимателем, но и простое желание помочь и быть полезным.
«Я сама вообще не предприниматель. Всю жизнь в школе. Даже репетиторство беру совсем мало. Все мое время занимает школа и дети. Но, проанализировав свою жизнь с ребятами, думаю, что я ИХ учила в какой-то степени предпринимательству и бережному отношению к родительским деньгам.
Это проявлялось во всех наших поездках, которые мы организовали сами, ни разу не обратившись в турагентство. Сочи, Питер, Самара, Москва, Грузия… Так и ездили – я и орава детей. Повзрослев, они начали мне помогать. И я с радостью наблюдала, как ребята стараются проявить себя взрослыми, самостоятельными, предприимчивыми и бережливыми» (Инна Миронова).
«Мой проект называется “Суперклассный”. Хочется поддержать коллег, которым бывает тяжело принимать решения, искать в себе силы, спасаться от выгорания. Теперь ещё есть задача популяризировать идею 100% оплаты годового отпуска учителей. Чтобы педагоги могли, действительно, набраться сил, зарядиться энергией для работы в системе образования, хотя бы 1 раз в 10 лет» (Татьяна Сазонова).
Учительское предпринимательство – взаимовыгодное явление: оно позволяет педагогу расширить свои горизонты и профессионально расти, а школа приобретает ценного сотрудника, готового генерировать новые идеи и воплощать их, возглавлять амбициозные проекты, а главное – развивать образовательную среду школы.
«Овладение новыми навыками и дополнительными знаниями упрощает коммуникацию с учениками, администрацией и родителями, помогает расширить кругозор и делает тебя независимым от одной организации» (Дмитрий Шакирзянов).
«Я не задумывалась о том, как мои проекты помогают мне в школе. Разве что я иногда занимаюсь оформлением и дизайном. Например, разработала дизайн “Книги города” в школе “Поколение”. Работа в школе помогает мне с моими заказами. Я точно знаю, что хотят видеть образовательные организации» (София Тимофеева).
«Самым запоминающимся проектом стало чудесное сотрудничество с Мариинским театром по организации 8-классниками концерта немецкой пианистки в гимназии. Ребята самостоятельно подготовили концерт. Такой собранности я до этого у детей не наблюдала. Они оформили зал, напечатали афиши, разослали приглашения, организовали приём музыкантов и гостей – всё сделали на высшем уровне. А отзывы зрителей дали огромную радость признания ценности состоявшегося мероприятия. Ученица 11 класса написала, что теперь она поняла, зачем много лет училась в музыкальной школе» (Татьяна Сазонова).
«Мыслим глобально, аудио-визуально»
Кем себя видят учителя-предприниматели через 10 лет?
«Мечтаю быть в команде большого образовательного проекта, который доставляет радость от обучения людям разного возраста» (Татьяна Сазонова).
«Я бы хотела остаться учителем изобразительного искусства и изменить представление окружающих об этой профессии. Хочу готовить ребят к поступлению в художественные вузы и стать автором собственного курса по скетчу. И чтобы мой проект “Скетч-путешествия по родному городу” был доступен не только в Волгограде, но и в других городах России» (София Тимофеева).
«Через 10 лет, вижу себя руководителем одной из самых известных в России школы для учителей, где каждый педагог может повышать свою квалификацию и практиковаться, учиться в различных направления» (Татьяна Голощапова).
«В моей картине мира через 10 лет я успешный руководитель образовательной или спортивно-образовательной организации с полным картбланшем и максимальной включенностью в развитие организации, ее сотрудников и учеников» (Руслан Кофанов).
«Мечтаю лет через 9-10 открыть Педагогический колледж. А почему бы и нет)))» (Наталья Колганова).
«Я планирую работать в сфере образования. Люблю приносить пользу людям, поэтому хочу остаться в образовании, так как вижу в этом свой икигай» (Дмитрий Шакирзянов).
«Через 10 лет вижу себя многодетной мамой, успешным специалистом в педагогике и психологии, руководителем собственного проекта» (Екатерина Карабекова-Толстых).
Слова Екатерины крайне важны: учитель-предприниматель умеет соблюсти баланс между личной жизнью и своей деятельностью.
Возможность реализации личной инициативы должна быть у учителя в любой школе. Более того – ее надо стимулировать. В противном случае талантливый педагог может выгореть или уйти. Способность учителя что-то предпринимать, создавать свое (особенно в сотрудничестве с детьми) – отличный пример для учеников и шанс для развития школы, потому что «предприниматель всегда ищет изменения, реагирует на них и использует их как возможность»(Drucker Peter. Innovation and Entrepreneurship. 1995. P. 28).
Правда, в учительском предпринимательстве есть и свои нюансы:
- учитель может слишком увлечься этим, в результате чего пострадает качество образования;
- школа может присвоить разработки учителя без его согласия;
- школа может оказаться зависимой от авторских продуктов учителя;
- учителя может потянуть на вольные хлеба.
Ну что поделаешь, предпринимательства без риска не бывает, а самый большой риск – ничего не делать.