Найти тему
Дневник москвички

"Пигмалион" театра Маяковского, отзыв

Совсем недавно я смотрела волею судеб мюзикл петербургского Театра Музыкальной комедии «Моя прекрасная леди» по той же пьесе Бернарада Шоу, и это было ужасно плохо и жутко скучно. Теперь же мне представилась возможность оценить московскую постановку – теперь уже драматическую – «Пигмалион» театра Маяковского. Стоит ли говорить, что это было намного лучше?.. Думаю, это понятно.

Афиша спектакля
Афиша спектакля

Более компактная по времени постановка оборачивается все той же разговорной пьесой, только лишенной музыки, однако, исполненной куда лучше. Отмечу, однако некую схожесть «Леди» и «Пигмалиона» по своей подаче: несмотря на название первоисточника, темы Пигмалиона здесь совсем нет. Герой Анатолия Лобоцкого точно так же не влюбляется в свое творение, как и герой «Леди». А если так, то «Пигмалион» он лишь в ироничном, саркастичном смысле. Иногда творец создает шедевр просто так, не вкладывая в него душу и сердце. Вообще Генри Хиггинс в этой постановке, будучи хамом и эгоистом, по сути ведет войну со всем миром, но войну бессмысленную. Это война против всех, и раз так, то и исход ее предопределен – одиночество, потому что войну против всех выиграть невозможно. Учитывая такой подход, совершенно понятно, почему Элиза во всей своей трогательности оказывается Хиггинсу безразлична, точнее, важна как домашний питомец и служанка одновременно – подобные люди на чувства не способны, и именно это является причиной существования личины «убежденного холостяка», а не убеждения.

Несмотря на то, что «Пигмалион» мне понравился, спектакль начисто лишен развития своих персонажей, в частности, Элизы. Она начинает с удивительной простоты, искренности и необразованности, с издания невообразимых звуков, а в финале она же – леди, но в какой-то момент ее невообразимые звуки вдруг проскакивают. Что это может значить? Только то, что она – талантливая актриса, которая сыграла свою роль, но не изменилась в реальности, и к ней в полной мере применим термин «девушку можно вывезти из деревни, но деревню из девушки – нет». Я не до конца согласна с решением, что уроков Элизы на сцене нет совсем: через них можно было бы передать ее метаморфозу, но с другой стороны включение подобного затянуло бы спектакль.

Наконец, в «Пигмалионе» нормально расставлено большинство акцентов, сейчас понятно то, что до меня не дошло после просмотра «Леди»: как Элиза важна для жизнеобеспечения Хиггинса, как разбогател ее отец, кто такой Фредди, почему Элиза впала в истерику после приема, наконец. Все это считывается! Здесь зияющих дыр нет! Вместе с тем, мне не хватило одного важного акцента, а именно роли Пикеринга в воспитании Элизы как леди. Да, там были мелочи в его поведении, но ни в какой момент на его джентльменство не было обращено никакого внимания, а отношения с Элизой вовсе остались где-то за сценой.

Вообще здесь важно то, что Элиза и Хиггинс подчеркнуто похожи, и их отличает друг от друга только наличие денег. Тот факт, что у него и его друга получается воспитать из Элизы герцогиню, значит лишь то, что люди по сути равны, а социальные слои есть не более чем химера – любой может быть своим и там, и там. Если это не понятно на примере Элизы, то должно стать ясным на примере ее отца. Кроме того, проскальзывает мысль, что все немыслимые наряды, все оковы внешней благопристойности забирают у человека свободу. Что ж, мысль спорная, поскольку по сути они забирают свободу себя вести как угодно, что не всегда плохо.

Важна также тема чувства собственного достоинства. Здесь интересна Элиза, поскольку эта девушка им обладает с самого начала, пусть и не сразу осознает: она вовсе не покорно сносит оскорбления Хиггинса, но отвечает ему, пусть, как и любой искренний человек, не таит злобы. Именно чувство собственного достоинства позволяет ей показаться в более выгодном свете в финальном разговоре – ее последнем пункте перед новой жизнью. Собственно, свадьба, пусть и не ее, есть воплощение новой страницы, где никакого Хиггинса больше нет, навсегда остающегося в своем «сегодня».

Цветовые решения «Пигмалиона» достаточно скромные: здесь нет убийственной серости, но цвета приглушенные, однако, определенный смысл явно несет красный цвет. Такого цвета носки и шнурки Хиггинса, такие туфли носит в какой-то момент Элиза и такого цвета ее пальто. Быть может, это – весь мир и вся жизнь в своей яркости, на которые плевать Хиггинсу, их он буквально топчет, и частью которых становится Элиза?.. Не знаю: цвет страсти, цвет крови, цвет энергии. Также примечателен гигантские граммофон или труба – не знаю! Нечто, что использует Хиггинс для своих занятий, видимо, чтобы отгородиться от людей или вообще их слышать, поскольку в обычной жизни предпочитает их не замечать.

Спектакль, при всех своих недостатках, достаточно позитивный и забавный, но особенно выделяется одна сцена: первое посещение Элизой общества. Здесь восхитительно работает прием смешивания выученной манерности и простых сленговых словечек, в исполнении актрисы они звучат гомерически смешно. Вообще вся сцена выстроена как пародия: нарочито плохая игра, сквозь которую прорывается характер и жизнь.

Также нельзя не отметить еще один не очень позитивный момент: у Элизы в самом начале нет явных дефектов речи или неправильно построенных фраз, она просто много ругается и пользуется «низким» языком. Хиггинс специализируется именно на речи, а не на воспитании – что он реально может дать этой девушке? Это противоречие несколько убавляет правдоподобие истории.

Мне очень понравилась Наталья Палагушкина в своей роли Элизы. Понравилась непосредственностью, искренностью, невероятной живостью. Анатолий Лобоцкий и Евгений Парамонов, безусловно, сильно лучше исполнителей ролей в Музкомедии – нормальные английские джентльмены (ну, может, Хиггинс не совсем), ничего клоунского, все достойно, однако тот же Лобоцкий, кажется, играет примерно то же самое, что и в «Школе жен». Очень хороша Ольга Прокофьева в роли миссис Хиггинс.

В целом, спектакль достойный, не скучный, несмотря на его разговорность – в нем много юмора и приколов, и актеры очень активно используют мимику, не скатываясь при этом в переигрывание и пошлость. Здесь нет какой-то особой мысли, кроме очевидного равенства всех людей и незначительности их различий в смысле принадлежности к разным социальным классам, единственное, что зацепило – это поведение Хиггинса как постоянно ведущейся войны. Здесь очень удачный финал, сильный и эмоциональный. Но здесь нет Пигмалиона – нет любви, есть лишь жестокий урок, есть демонстрация невозможности изменить человека, если он сам того не хочет.

Состав: Анатолий Лобоцкий (Генри Хиггинс); Наталья Палагушкина (Элиза Дуллитл); Евгений Парамонов (Пикеринг); Ольга Прокофьева (миссис Хиггинс); Людмила Иванилова (миссис Пирс); Юрий Соколов (Альфред Дуллитл); Татьяна Рогозина (миссис Хилл); Анна-Анастасия Романова (Клара); Всеволод Макаров (Фредди); Виктор Довженко (прохожий); Марина Репина (горничная).