Найти тему
Artemisia Studio

Петр Митурич: поэзия, воплощенная в рисунке

Петр Васильевич Митурич (1887 — 1956) — выдающийся живописец, график, изобретатель эпохи русского авангарда. Главное место в творчестве художника занимают его многочисленные графические работы — рисунки углем, тушью, карандашом. Его творчество не возможно не воспринимать вне связи со временем и его семьей — женой, Верой Хлебниковой, и ее братом, поэтом-футуристом, Велимиром.

Вера Хлебникова и Петр Митурич
Вера Хлебникова и Петр Митурич
Семейный портрет, 1914
Семейный портрет, 1914

Художник умело сочетал в своих работах традиции и новаторство. Для произведений Митурича характерны смелая игра с силуэтами, динамика и контрастность линий и штриховых поверхностей.

Графические мотивы. К поэзии Хлебникова, 1919-1922
Графические мотивы. К поэзии Хлебникова, 1919-1922

Митурич часто делал зарисовки природы, рисовал пейзажи, выполненные, как правило, с натуры. Он проявлял себя как очень внимательный наблюдатель. Художественный критик Н. Пунин весьма точно отметил в журнале «Аполлон» в 1916 году: «Форму он понимает не как бесстрастную сущность, а как какую-то растительную силу, как живой и развивающийся организм».

Дубы, 1927
Дубы, 1927
В саду, 1924. Собрание ГТГ
В саду, 1924. Собрание ГТГ

Есть интересные примеры, выполненные в технике кистевого рисунка тушью. Мотивами этих рисунков становятся отдельные элементы пейзажа: деревья, заборы, комнатные цветы.

Заборчик с деревом. Осень, 1947. Собрание ГТГ
Заборчик с деревом. Осень, 1947. Собрание ГТГ
-7

В этих экспрессивных рисунках художником достигается большой декоративный эффект и вместе с тем ощущение реальности существования этих предметов в мире.

-8

Также очень выразительны портреты Митурича. Художник вырисовывает фигуры и лица из вихревых потоков переплетающихся линий, будто бы произвольно, но при этом очень точно. Свободное следование карандаша за мыслью художника, цельность восприятия жизни, умение создать в рисунке яркий, запоминающийся образ характерны для графики Митурича.

Портрет Мая, 1943
Портрет Мая, 1943
Портрет Веры Хлебниковой, 1924. Собрание ГТГ
Портрет Веры Хлебниковой, 1924. Собрание ГТГ

Несмотря на внешнее спокойствие моделей и их застывшие позы, портреты очень динамичны и экспрессивны благодаря обрамляющим лица густым черным линиям и силуэтам.

Велимир Хлебников на смертном одре 28 июня, 1922
Велимир Хлебников на смертном одре 28 июня, 1922
Маша с шариком, 1926-1930. Собрание ГТГ
Маша с шариком, 1926-1930. Собрание ГТГ

Страстное «научное» и художественно-эмоциональное переживания окружающей среды, наблюдательность, неотъемлемо присущие Митуричу, привели к созданию уникальной поэтики в искусстве мастера. Его произведения можно рассматривать как яркий пример сочетания точности, реализма и эмоциональной экспрессивности и даже некой фантазийности.

#рисунок #artemisiaграфика #графика #митурич #художники россии #art #искусство