Найти тему
463 подписчика

Финал. ЧР-2021

Скручиваясь белыми пушистыми нитями, сон медленно растворился где-то в районе моего темечка. Пытаясь ухватиться за кончики этих нитей, пытаюсь вспомнить о чём был сон. Помню, что было что-то очень важное и интересное, но совсем не помню что. Подсознание подсказывает - "забей, все равно не вспомнишь, было бы важно - сразу бы подскочила с выпученными глазами". Приоткрываю глаза...

В предыдущей серии...

Сумерки, тёмные бревенчатые стены, через плотные шторы пробиваются струйки мерцающего розового света. Продолжение сна? "Где я? Кто я?...", вспомнилась Советско-Польская детективная комедия.

Ну конечно кто я и где я, я помню, а что же за свет такой "фантастический" и главное так мерцает и прям струится. Отодвинула шторы, слава Богу не пожар никакой. Просто проснулась с восходом солнца, но солнце какое-то уж слишком красное. Я часто видела закаты с красным солнцем, которое медленно тонет за горизонтом, но вот на восходе что-то не припомню.

Небо чистое, ни облачка, и это хорошо. Но цвет у неба какой-то "нездоровый", всё небо затянуто дымкой и подсвеченное солнцем имело лавандовый оттенок. Не смотря на ранее утро, за окном шумел ветер, волнами раскачивая высокую траву и кусты. Мда... Пока, как минимум по ветру, погода нелётная. А ведь сегодня последний день соревнований и последний шанс улучшить или ухудшить свой результат, кому как повезёт. Посмотрела прогноз погоды на сегодняшний день, вроде обещают стихание ветра, значит есть надежда.

В лагере парапланеристов с утра оживление, уже готовятся к закрытию соревнований. Устанавливают подиум для награждения победителей, развешивают баннеры и флаги спонсоров.

Скручиваясь белыми пушистыми нитями, сон медленно растворился где-то в районе моего темечка. Пытаясь ухватиться за кончики этих нитей, пытаюсь вспомнить о чём был сон.

Сегодня организаторы, скорее всего, поставят короткую задачу. Спортсмены должны успеть вернуться засветло в лагерь и сдать GPS-треки со своих приборов. Судейской команде нужно успеть подсчитать очки и финальные результаты, чтобы выявить победителей этих соревнований. Вечером нас ждёт награждение и праздничное закрытие Чемпионата России 2021.

Уже привычно загрузившись в машины повышенной проходимости, заезжаем на вершину горы Толстуха. Несмотря на вчерашние проливные дожди дорога и склоны горы успели просохнуть, видимо утренние ветра успели подсушить для нас старты.

Скручиваясь белыми пушистыми нитями, сон медленно растворился где-то в районе моего темечка. Пытаясь ухватиться за кончики этих нитей, пытаюсь вспомнить о чём был сон.-2

Происхождение плотной дымки, укутавшей все прилежащие окрестности, мы узнали из новостей. В это время в Якутии полыхали одни из сильнейших лесных пожаров, и несмотря на дальность более 2000км, проходящий циклон "донёс" последствия и до нас. Нет, в воздухе не чувствовалось запаха гари, но видимо мельчайшие частички пепла способствовали конденсации влаги, и приводили к образованию такого обширного но не плотного тумана.

Скручиваясь белыми пушистыми нитями, сон медленно растворился где-то в районе моего темечка. Пытаясь ухватиться за кончики этих нитей, пытаюсь вспомнить о чём был сон.-3

Для маршрутных безмоторных полётов такая погода не очень хороша, хоть дымка и разрежена, но она снижает интенсивность прогрева земли солнцем и восходящие потоки воздуха могут быть недостаточно сильными.

Заехали на гору заранее, что бы не упустить ожидаемое погодное окно. Решили запустить "разведчика" погоды, но сделав пару галсов, разведчик скрылся за горой не обнаружив восходящего потока. Направление ветра было западное с небольшой южной составляющей, а при таком направлении, на западном старте горы потоки почти не образуются. Пилотам приходится отходить от горы и пытать счастья у прилежащих отрогов.

Организаторы соревнований, как и ожидалось, поставили короткое задание в 50,5 км по замкнутому маршруту. Из расчёта, что большая часть пилотов сама долетит до лагеря и сборы остальных не займут много времени.

Скручиваясь белыми пушистыми нитями, сон медленно растворился где-то в районе моего темечка. Пытаясь ухватиться за кончики этих нитей, пытаюсь вспомнить о чём был сон.-5

Как и обещалось по прогнозу, ветер действительно начал стихать, а на мутном небе начали проявляться кучевые облака - явный признак рождения восходящих воздушных потоков.

В 12.20 пилоты начали стартовать с западного склона.

Скручиваясь белыми пушистыми нитями, сон медленно растворился где-то в районе моего темечка. Пытаясь ухватиться за кончики этих нитей, пытаюсь вспомнить о чём был сон.-6

Для того чтобы успешно начать гонку, необходимо успеть набрать максимально допустимую высоту (обычно это высота нижней кромки облаков) и занять выгодную позицию на границе стартового цилиндра, сегодня нужно было это сделать к 13:10. Но вот с набором высоты возникли сложности, стартовавшие спортсмены барражировали возле горы и им с трудом удавалось "ловить" восходящие потоки.

Учитывая свои прошлые ошибки, я решила не терять времени и стартовала пораньше, в 12:40. Но то ли время выбрала неудачно, как пилоты говорят - "стартовала не в фазу", то ли просто не хватило умения. Я летала вдоль склона горы в поисках потока, подстраивалась под других пилотов, которые что-то вроде набирали, но всё тщетно.

Прилетела на финиш раньше всех ;)
Прилетела на финиш раньше всех ;)

После 20минут борьбы с гравитацией, она таки посадила меня под горой, а мои более удачливые/умелые соперники растворились в мутной атмосфере под облаками.

Этот прокол похлеще позднего старта. Лучше поздно стартовать, чем вот так вот "забомбиться" под горой. На серьёзных международных соревнованиях, это почти гарантированно минимальное значение очков за соревновательный день (L0). Но организаторы Чемпионата России, зная особенности и сложности полётов у горы Толстуха, допустили возможность рестарта для таких "шляп", как я.

Теперь мне необходимо было сложить свой параплан, и дождавшись таких же бедолаг как я, загрузиться в машину и вновь подниматься наверх. Вся эта процедура не быстрая и повторно я взлетела только в 14:05, это спустя 55 минут после начала гонки. И опять я барражирую у склона, и опять нет потоков, и мои ближайшие соперники-бедолаги опять рассаживаются под горой. Всё небо закрыли облака, а воздух похоже стал ещё мутнее. Все окрестности закрыл серый туман, видимость наверно была метров 700.

Гравитация тянула вниз и высота и неумолимо таяла. У восточного склона, на высоте всего 100 метров мы нашли поток. Ну как поток, это скорее было похоже на дыхание земли. Вместе с Таней Червяковой, пилотессой из Питера, мы кружили в этом "дыхании" цепляясь за каждый метр высоты. И если лёгкую девушку Таню в этом потоке немного поднимало, то такая "вдохновенная лошадь" как я, продолжала кружить на одной высоте.

Скручиваясь белыми пушистыми нитями, сон медленно растворился где-то в районе моего темечка. Пытаясь ухватиться за кончики этих нитей, пытаюсь вспомнить о чём был сон.-9

Подомной кружились полянки, тропинки и деревца. Кто-то внизу складывал свой параплан, наверно он наблюдал за нашими муками. Не знаю что он думал, но я конечно чувствовала досаду. Думала - "Вот сейчас приземлюсь к этому пилоту, соберу снаряжение, и пойдем в лагерь запивать горячим чаем свою печаль. Сейчас... но вот только ещё виточек спирали и ещё один... ну ещё один". 15 минут мучений и вращений, меня начало немного "мутить". Я без видимого результата смещалась "влево", "вправо", "вперёд", "назад" в надежде найти хоть небольшой подъём.

И тут земля "выдохнула", такое случается, даже если небо закрыто облаками, земля продолжает немного согреваться невидимыми тепловыми солнечными лучами. Теплый воздух у земли накапливается, и достигнув критической массы, отрывается и уплывает вверх невидимым тёплым пузырём. Вцепившись всем своим сознанием в этот "пузырь" и "накидывая" на него крыло своего параплана, я наконец начала свой подъем.

"Выдох" иссяк на высоте 1050м (700м над землёй), теперь нужно было решить, как лететь дальше. В направлении следующего пункта маршрута была сплошная мутно-серая тень от облаков, перелететь её было маловероятно. Мы немного покружили с Таней в остатках потока, и я приняла "нелогичное", на первый взгляд, решение - полетела в обратную сторону :D. Да, в нашем спорте иногда так бывает, чтобы лететь вперёд нужно иногда немного пролететь назад. За нашим лагерем в "Бобровой заимке", за рекой, сквозь мутный воздух виднелись поля, слегка освещаемые солнцем. А значит поля должны прогреваться, и значит там должны образовываться восходящие потоки. Тратя ранее набранную высоту, я помчалась к этому "свету полей", к мутно-призрачной надежде. А Таня бросила вызов "серой мути", и решительно двинулась по-прямой к следующей точке маршрута.

Скручиваясь белыми пушистыми нитями, сон медленно растворился где-то в районе моего темечка. Пытаясь ухватиться за кончики этих нитей, пытаюсь вспомнить о чём был сон.-10

Добравшись до полей, я опять оказалась на высоте 100-150м. И опять лишь слабое дыхание земли, и опять я долго ищу поток, кружа почти на одной высоте. И опять, то ли "выдох", то ли я его всё же нащупала. =)

Под радостный писк вариометра (прибор показывающий скорость набора высоты), спиралями набираю высоту, а поля растворяются в мутной дымке и становятся почти неразличимы. На этот раз я почти добралась до облаков, 1340м (1070м над землёй), и по длинной дуге, в обход обширной затенённой облаками области, отправилась к первой точке маршрута.

Скручиваясь белыми пушистыми нитями, сон медленно растворился где-то в районе моего темечка. Пытаясь ухватиться за кончики этих нитей, пытаюсь вспомнить о чём был сон.-11

К этому моменту, Таня Червякова, давно "пала в битве с мутной тьмой", преодолев лишь малую часть пути до первой точки. А она очень опытный пилот, особенно при полётах в слабых условиях. Но я этого уже не видела, как и не видела группу лидеров, которые промчались подомной на финиш, на столько был мутным воздух.

Скручиваясь белыми пушистыми нитями, сон медленно растворился где-то в районе моего темечка. Пытаясь ухватиться за кончики этих нитей, пытаюсь вспомнить о чём был сон.-12

Может и хорошо, что я их не заметила, мне так тяжело далось начало маршрута, что я могла от досады просто забить на эту гонку и пойти на посадку. А так я думала, что они где-то там, впереди и нужно продолжать бороться. Периодически, снижаясь, я видела на земле спортсменов, складывающих свои парапланы. Пролетая над каждым из них, я продвигалась "вверх по турнирной таблице" и это мне придавало мотивации продолжать бороться. Как бы эгоистично это не звучало :) , но мы ведь соревнуемся, у нас ведь амбиции спортивные.

Скручиваясь белыми пушистыми нитями, сон медленно растворился где-то в районе моего темечка. Пытаясь ухватиться за кончики этих нитей, пытаюсь вспомнить о чём был сон.-13

После взятия возле Белокурихи первой поворотной точки, погода опять изменилась. Теперь облаков почти не было, и несмотря на то что теперь мутное солнце грело поля, потоки в этом районе были слабыми. Я находила потоки в основном по оврагам, которыми в изобилии были изрезаны окружающие поля. Набирать удавалось не более 900м (600м), а далее и того меньше. Впереди маячил параплан, так же как и я, мучительно боровшийся за высоту и каждый километр маршрута. На полпути ко второй точке, я догнала его, это был Ильгиз Ягудин, спортсмен из Башкирии.

Скручиваясь белыми пушистыми нитями, сон медленно растворился где-то в районе моего темечка. Пытаясь ухватиться за кончики этих нитей, пытаюсь вспомнить о чём был сон.-14

Мы долго пытались совместно найти поток, но в лучшем случае удерживались на одной высоте. Я проверила несколько возможных "триггеров" потоков, небольшой каменный "курган", дорогу, "пучки" деревьев на полях, но всё тщетно, высоты оставалось 200м.

Скручиваясь белыми пушистыми нитями, сон медленно растворился где-то в районе моего темечка. Пытаясь ухватиться за кончики этих нитей, пытаюсь вспомнить о чём был сон.-15

Думала уже о посадке, но решила применить последний "аргумент", своё "ноу-хау". Этот "ментальный метод" - особое состояние сознания, которое я называю "птичьи мозги". =) Не стоит относится к этому методу слишком серьёзно, тем более что он не всегда у меня работает, да и не могу я толком объяснить, как это работает (и работает ли вообще).

Суть метода: "Осматриваю всё вокруг, отбрасываю все мысли (в том числе мысли о теории образования воздушных потоков и микро-метеорологии, об этом раньше надо было думать) и "рассеянным" взором смотрю на пейзаж впереди. В этой "картине" ищу притягательное место (оно может быть любым, не обязательно живописным =)), и туда доворачиваю.

Скручиваясь белыми пушистыми нитями, сон медленно растворился где-то в районе моего темечка. Пытаясь ухватиться за кончики этих нитей, пытаюсь вспомнить о чём был сон.-16

Мои "птичьи мозги", на этот раз, вели меня в ничем непримечательный участок вспаханного поля. Это нелогично, "триггера" там не видно, садится на пашню - то еще удовольствие, а потом еще и топать по ней до дороги. На высоте 200м ловлю слабый поток, виток спирали, еще один... Ильгиз Ягудин прилетает ко мне в поток, но слишком низко, вижу как он приземляется на пашню и смотрит вверх. Земля подомной опять уплывает вниз и растворяется в дымке, под трель вариометра уношусь вверх со скоростью 2,5 м/с. Поток вынес меня на 1550м, оказывается здесь выросло облако, которого не было видно у земли.

Скручиваясь белыми пушистыми нитями, сон медленно растворился где-то в районе моего темечка. Пытаясь ухватиться за кончики этих нитей, пытаюсь вспомнить о чём был сон.-17

Лечу к следующей точке, и на подлёте к ней замечаю усиление встречного ветра. Еще пара потоков, но теперь когда набираешь в них высоту сильно сносит назад. Беру вторую точку и лечу к финишу в надежде, что встречу сильный поток, который поможет продвинуться дальше по маршруту. Но тщетно, ничего не нахожу, не по уму, не "птичьими мозгами".

Не долетев 12км из 50 приземляюсь у дороги.

Скручиваясь белыми пушистыми нитями, сон медленно растворился где-то в районе моего темечка. Пытаясь ухватиться за кончики этих нитей, пытаюсь вспомнить о чём был сон.-18

На этом Чемпионат России 2021 для меня закончился. В последнем таске я заняла только 27-е место и в турнирной таблице сползла на 20-е. Для себя считаю такой результат крайне неудачным, я оказалась (шляпой) не готова к соревнованиям в этом месте, очень неоднозначные погодные условия, сложный для меня старт в плане набора высоты, снаряжение, подготовленное для более сильных погодных условий. Изначально, Чемпионат России 2021 планировался в больших горах Алтая, село Курай, но место перенесли из-за пандемической ситуации. И технически, и морально я готовилась к сильной погоде, а в Солоновке всё оказалось совсем по другому.

Вечером состоялось награждение призёров и торжественное закрытие соревнований. Чемпионом России 2021 года в дисциплине "параплан-парящий полёт" стал молодой амбициозный пилот из Санкт-Петербурга - Константин Калинин, второе место - Андрей Елисеев, третий - Денис Погольша.

Призёры Чемпионата России 2021
Призёры Чемпионата России 2021

Хочется поблагодарить всех организаторов соревнований, которые смогли, не смотря на все трудности и форс-мажоры, фактически спасти Чемпионат России 2021 года. Соревнования прошли в теплой, дружеской атмосфере, жаль только, что с погодой не удалось договориться.

Скручиваясь белыми пушистыми нитями, сон медленно растворился где-то в районе моего темечка. Пытаясь ухватиться за кончики этих нитей, пытаюсь вспомнить о чём был сон.-20

Вечером был праздничный банкет, а чуть позже перед спортсменами выступил этно-коллектив. Артисты в национальных костюмах показали потрясающее музыкальное представление с фейерверком и файер-шоу.

Скручиваясь белыми пушистыми нитями, сон медленно растворился где-то в районе моего темечка. Пытаясь ухватиться за кончики этих нитей, пытаюсь вспомнить о чём был сон.-21