Найти тему
абуРоман

АНТИКВАРИАТ и АНТИК (учебное пособие)

Оглавление

Антиквариат

(статья в работе)

Слово "антиквариат" настолько сложно в понимании и использовании, что может применяться как в с восхищением, так и презрительном контексте. Лично для меня антиквариат это "дорого стоящий старинный или даже древний предмет", но так как определений антиквариата пруд пруди - то и говорить на эту тему не стоит. Заменим его синонимом , термином "антик", говорить будем об антиках.

Анти́к (от фр. antique — древний) — произведение искусства, материального быта, обычно периода античности, нередко — осколок, фрагмент, или даже гипсовый слепок.

(из Википедии)

А вот слова поэта Майкова...

Антики

О мрамор, хранилище мысли былых поколений!
В могилах тебя отыскали средь пепла и камней;
Художник сложил воедино разбитые члены,
Трудяся с любовью, как будто бы складывал вместе
Куски драгоценные писем от милой, безумно
Разорванных в гневе… Израненный, ныне пред нами
Стоишь ты в чертогах, и люди к тебе издалёка
Стремятся, как к чудной святыне толпы пилигримов…
Творцы твои были, быть может, честимы и славны,
На площади града венчанны шумящим народом,
В палаты царей приходили, как лучшие гости!..
Иль, может быть, в жизни узнали лишь горе да голод,
Труда вдохновенные ночи да творчества гордость,
И ныне их имя погибло, и, может быть, поздно
Узнали их гений… и им неизвестно осталось,
Какой фимиам воскурен им далеким потомством,
Нелживый и чистый, подобный тому, что курили
В Афинах жрецы алтарям Неизвестного бога…

1843

ИЗ ВИКИПЕДИИ: "... У акад. И. И. Давыдова в «Пробных листах общего словаря русского языка» в 1850-е годы пишет, что «Иностранцы под этим словом разумеют всех родов древние художественные произведения, сохранившиеся и до нас дошедшие, по части живописи, скульптуры, резьбы на камнях, медальерного искусства, архитектуры и проч. У нас это слово означает только древние произведения скульптуры, как то: статуи, бюсты, барельефы, также вазы, медали, монеты и разные камни»... ...Собрания античных артефактов XVIII—XIX веков в русской культуре могли именовать именно «антиками», так, хорошо известен «Зал Антиков императрицы Марии Федоровны» в Михайловском замке (ныне ГРМ), зал антиков в усадьбе «Архангельское»; грот, он же Утренний зал или Зал антиков в Царскосельском парке. Галерея антиков (музей антиков) имелась в Императорской академии художеств, статуи в ней были необходимы в учебных целях. Коллекционеры XVIII века, в частности Иван Шувалов и Николай Юсупов, собирали «коллекции антиков». «Коллекция антиков» имелась в Эрмитаже..."

А дальше говорить про антики будет трудно без разговора на близкую тему...

Из интернета:

"Из самого словосочетания вполне ясно выводится мысль, что намоленная икона, это такая икона, которую намолили. Другое прочтение здесь трудно было бы применить. Но что это может означать? Для оккультиста, человека, практикующего магию и т.д. в данном случае все очень просто — люди молятся на икону, вырабатывая некую духовную энергию, которая со временем накапливается в самом веществе иконы и впоследствии может быть обращена уже на самого молящегося (так, например, ими объясняются случаи чудотворений от икон). В оккультизме такую роль играет например, так называемый терафим – особый фетиш, способный аккумулировать магическую энергию. Разумеется, это не имеет никакого отношения к учению Церкви об иконе. "

То есть, фактически, антик - это и есть упомянутый терафим. И "вульгарные христиане" ( по типу "вульгарные марксисты") неосознанно это чувствуют: энергетику предмета. Это могут чувствовать и экстрасенсы и христианские старцы.

Если не привязывать к теме антиквариата православные иконы, то вот вполне "гражданский" предмет. Обручальное кольцо. Допустим 1800 года. Его носили на правой руке. Сколько же крестных знамений с верой, любовью и надеждой было выполнено той рукой, на которой было это кольцо. Да, в советское время трепетное отношение к этой части отношения к антикам утратилось. Тем интересней отношение известных людей к предметам антиквариата.

Чтоб закрыть тему икон, скажу что лично я понимаю под "намоленная". Икона служит человеку дверцей в горний мир. И чем больше и крепче молились перед иконой, тем связь нашего мира с горним около иконы доступней. И тонко чувствующие рядом с такой намоленной иконой могут касаться незримого тонкого мира.

6 век, общественное достояние
6 век, общественное достояние

Понятно, что атеизм отбил охоту у людей видеть в антиках что-то большее чем "памятник культуры". Но как было всегда: кто-то относился к любым антикам с пиететом, а кто-то никак не относился.

Приведу несколько цитат из книги написанной в начале 19 века. По этой книге снят известный фильм, так что закручу интригу. Не скажу, кто автор (Подсказка - текст гуглится)...

"Госпожа Засс приняла меня очень вежливо. После обеда поехали мы в Эрмитаж. Там более всего привлекли мое внимание картины; я страстно люблю живопись. Генеральша говорит, что если я буду смотреть одни только картины, то не кончу в месяц. "Вот посмотрите, - говорила она, показывая мне букет из яхонтов, алмазов, изумрудов и тому подобных драгоценностей, - посмотрите, это несравненно любопытнее". Я не одного мнения с нею! Что значат камни в сравнении с прекрасным произведением кисти, в котором дышит жизнь! Мне очень понравились четыре картины, представляющие двух девиц во весь рост; на первых двух изображены они в детских летах, а на других в юношеских и так, что, смотря на больших, сейчас узнаешь в них тех прекрасных детей, которые так пленительны своею младенческою красотою!

Смотрела на изображение Клеопатры, искала в нем царицы, предпочитающей смерть унижению, и видела только женщину с желтым опухлым лицом, в чертах которого не было никакого выражения, ни даже выражения боли! По обнаженной руке ее ползет пиявка и пробирается прямо к плечу; этот смешной аспид не стоил великой чести уязвить царицу. Можно положить в заклад свою голову, что ни один человек в мире не узнал бы в этом изображении царицы Египетской, и я узнала потому, что Засс сказал мне, показывая на нее рукою: "Вот славная Клеопатра!" Нужно ли было говорить это, если б ее изобразили прилично тому, чем она была!"

Не уверен, что эта картина всё еще в Эрмитаже.  Хотя в 1947 году была там.
Не уверен, что эта картина всё еще в Эрмитаже. Хотя в 1947 году была там.

Пишут, что в 30-е из Эрмитажа продали 2882 картин, 60 из них — шедевры мировой величины.

"Можно ли мне видеть коннопольского полка товарища Дурова?"

"...охотничий рог из слонового клыка с прекрасною резьбою; эту редкую вещь батюшка дал мне для графа Суворова; но мне что-то казалось стыдно дарить графа, и я отдала рог Вихману и в ту ж минуту была наказана за неисполнение воли батюшкиной: Вихман взял эту редкость точно так холодно и невнимательно, как будто бы это был коровий рог с табаком."

"... отыскала я две дюжины

сарпинских платков, радужно блестящих; я купила их в Сарепте

и послала батюшке; но когда была у него в гостях, он подарил мне их обратно, и они лежали у меня без употребления; я вынула их и разложила по столу. Продолжая ревизовать свое имущество, я отыскала в углу чемодана свой силуэт, снятый еще в гусарском полку и в том же мундире; я положила его к платкам и опять зачала перебрасывать все, что было в чемодане. Наскуча наконец искать и недоискиваться и чтоб кончить все одним разом, я взяла чемодан за дно, перевернула, вытрясла всю его начинку на пол и села сама тут же; в ту самую минуту, как я с восторгом схватила одною рукой

стразовую пряжку к поясу,

а другою большой платок, подаренный сестрою, ...."

ДЛЯ СПРАВКИ: По данным за 1804 год в Сарепте уже имелось 25 ткацких и вязальных станков, а по ведомости за 1814 год значилось 5 общественных и 3 частных бумажных мануфактуры, включая и трикотажное производство с 58 станками и 66 наёмными рабочими. Они выпустили в 1814 г. 28 269 штук полушёлковых платков и 16 344 аршина сарпинки. Новую бумажную ткань — сарпинку, пользующуюся большим спросом, Сарепта стала выпускать с 1810 года.

Предприимчивые колонисты организовали в Сарепте ручное производство шёлковых головных платков, которые находили широкий сбыт. Успешное развитие мануфактур в Сарепте обязано в первую очередь применению на них вольнонаёмного труда, и конечно благодаря тем льготам, которыми пользовались колонисты, освобождённые от многих пошлин и налогов.

"...дарю тебе этот молоток; ты согласишься, что я не мог ничего дороже этого подарить тебе, когда узнаешь, что он был сделан для императора Александра..." Я не дала кончить, схватила молоток, поцеловала и прижала к груди. "Нет слов выразить вам мою благодарность, генерал, за такой подарок". - "Не хочешь ли узнать, по какому случаю вещь эта не достигла своего назначения и, будучи сделана для могущественного монарха, достается теперь его protege?"(протеже, любимец, тот, кто пользуется покровительством (франц.).) - "Сделайте одолжение, объясните! Вы сверх заслуг моих милостивы ко мне, генерал!" - "Ну, так слушай: государь император располагался осмотреть сам наши заводы; в этих случаях высокому посетителю показываются обыкновенно все работы, в действии которых и он берет участие; вот для этого и был сделан молоток, чтобы государь ударил им несколько раз по раскаленной полосе железа; после чего кладут на молоток штемпель с означением времени этого события и хранят уже его на все грядущие времена в воспоминание и приезда и труда августейшего отца России. Но как этот молоток вышел не так хорош, каким бы должен быть, то я велел сделать другой, а этот лежал у меня и вот долежал до того, что наконец достался в руки человека, которым царь-отец любим несравненно более, нежели другими".

........

Выслушав историю молотка, отец взял его к себе и сказал, что эта вещь слишком драгоценна, чтобы он позволил мне таскать ее везде с собою, что она останется у него. Нечего делать, надобно было уступить. Я поглядела еще раз на блестящую, гладко полированную рукоять, которой назначение сначала было так велико, и отдала ее в руки отца, говоря, что мне очень приятно видеть его владетелем этой вещи."

Выше не пропустили фразу: "Что значат камни в сравнении с прекрасным произведением кисти, в котором дышит жизнь"?

Вот это и есть главное: найти антик, в котором дышит жизнь. Найти и хапнуть.

:0)))))

Однако, надо помнить, что "хапнуть" - не самоцель. Лишь средство или способ. Для понимания предлагаю вашему вниманию отрывок из рассказа Куприна А. Начало ХХ века...

Цены на золото и бриллианты указаны...

"Раньше всего Алмазовы заехали в ломбард. Видно было, что оценщик так давно привык к ежедневным зрелищам человеческих несчастий, что они вовсе не трогали его. Он так методично и долго рассматривал привезенные вещи, что Верочка начинала уже выходить из себя. Особенно обидел он ее тем, что попробовал кольцо с брильянтом кислотой и, взвесив, оценил его

в три рубля.

— Да ведь это настоящий брильянт,—возмущалась Вера,

— он стоит тридцать семь рублей, и то по случаю.

Оценщик с видом усталого равнодушия закрыл глаза.

— Нам это все равно-с, сударыня. Мы камней вовсе не принимаем, — сказал он, бросая на чашечку весов следующую вещь, — мы оцениваем только металлы-с.

Зато старинный и погнутый браслет, совершенно неожиданно для Веры, был оценен очень дорого. В общем, однако,

набралось около двадцати трех рублей.

Этой суммы было более чем достаточно."

То есть, понятно: притащили ридикюль украшений, одно колечко там стоит 37 р., а получили - всего 23 рубля. Но - сразу.

Это особенность антиквариата.