Найти тему

Самая красивая дорога Крыма: как сейчас выглядит шоссе, которое раньше было единственной дорогой между Севастополем и Ялтой?

1972 год для Крыма стал особенным: именно тогда закончилась, пожалуй, самая грандиозная стройка на черноморском побережье - было построено Южнобережное шоссе из Ялты в Севастополь. 81 километр роскошной трассы, которая тогда стала образцово-показательной для всего СССР сделал путь из Севастополя в Ялту и обратно куда проще и быстрее.

старый советский указатель на Южнобережном шоссе
старый советский указатель на Южнобережном шоссе

Но как же люди ездили между городами раньше, когда Южнобережного шоссе не существовало? Делали они это по Старому Севастопольскому шоссе. Это узкая и извилистая дорога с потрясающими видами, где сейчас сохраняется совсем редкое автомобильное движение. Я решил проехать по этой дороге и посмотреть на путь из Ялты в Севастополь глазами водителей прошлого.

на Старом Севастопольском шоссе
на Старом Севастопольском шоссе

Изначально Севастопольское шоссе начинается в Ялте и петляет по небольшим посёлкам и городкам вдоль Чёрного моря: Ливадия, Гаспра, Кореиз, Мисхор, Алупка...

-3

По пути можно любоваться Черноморскими пейзажами и иногда подмечать детали, оставшиеся от СССР. Такие как, например, вот этот памятник "Скалолазы" неподалёку от Ореанды.

-4

В районе Алупки, старое Севастопольское шоссе пересекается с новым, Южнобережным и уходит вверх к посёлку Голубой Залив. Тому самому, где выращивается лучший ялтинский лук на всём побережье.

-5

И вот именно отсюда начинается красота. Машин практически нет, зато есть огромное количество смотровых площадок откуда можно понаблюдать за морем и новой трассой, которая проходит чуть ниже. Вот например, вид на гору Кошка, а рядом с ней, как в песне, тихою лентою вьётся Южнобережное шоссе.

-6

Минут 15 - и мы около Голубого Залива. Отсюда можно разглядеть посёлок Кацивели и океанографическую платформу в Чёрном море.

В самом Голубом Заливе можно прогуляться по местной обсерватории, но об этом как-нибудь в другой раз, а пока мы продолжаем путь.

-8

Уже здесь можно и нужно начинать любоваться крымскими хребтами и вершинами с красивыми названиями: Биюк-Исар, Керезла и, внезапно, Верблюд.

-9

Километров через пять дорожка приводит нас в село Оползневое. Название здесь неслучайно - в этих районах действительно регулярно случаются оползни и чуть дальше нам встретится участок, который был восстановлен совсем недавно после одного из них.

-10

Ну а пока нам встречаются местные коты, которых мы в обязательном порядке подкармливаем :)

-11

Ух, какая ж красотища вокруг. И никого! Машины здесь проезжают раз в минут 10. В сезон, наверное, их побольше, но не думаю, что критично.

-12

А вот и тот самый участок, на котором не так давно произошёл оползень и он был капитально отремонтирован.

-13

Народ на дороге устроил фотосессию с шарами, ну а я забрался повыше и заснял это.

-14

Этот участок небольшой - километра три-четыре, а потом дорога снова уносит нас в прошлое. На обочинах всё ещё сохраняются ограничительные столбики, которым хорошо за 50 лет.

-15

А вот родник, который появился здесь аж в 1892 году! Когда же тогда строилась эта дорога, спросите вы? У меня есть ответ: в первоначальном варианте её построили с 1837 по 1848 год по инициативе генерал-губернатора Новороссийского края графа Михаила Семеновича Воронцова. Того самого, которому принадлежал прекрасный дворец в Алупке.

-16

Некоторые виды с кипарисами - ну чистая Тоскана!

-17

Эх, жалко мой велосипед остался в Санкт-Петербурге!

-18

Ну а мы уносимся дальше, к, пожалуй, главной достопримечательности Старого Севастопольского шоссе - Форосской церкви.

-19

К ней ведёт довольно узкий серпантин и вот тут машин становится несравнимо больше - всё-таки это очень популярное место. Летом здесь разъехаться особенно сложно - все обочины утыканы автомобилями.

-20

Дальше нас ждёт ещё одна прекрасная достопримечательность этих мест - Байдарский перевал и знаменитые Байдарские ворота. Это самая высокая точка Севастопольского шоссе, расположенная на высоте 503 метра над уровнем моря.

вид на Форосскую церковь с Байдарского перевала
вид на Форосскую церковь с Байдарского перевала

Байдарские ворота соорудили на перевале в 1848 году по проекту Ялтинского архитектора Карла Ивановича Эшлимана в честь окончания строительства шоссе Ялта-Севастополь. Вот так они выглядели в начале 20 века.

-22

А вот так выглядят сейчас.

-23

Дальше нас ждёт 5 километров извилистой лесной дорожки и мы попадаем в село Орлиное, которое лежит уже не в горах, а в долине, которая так же имеет название Байдарская.

-24

Отсюда дорога расходится в три стороны: прямо поедешь - по старому Севастопольскому шоссе выедешь на новое Южнобережное. Налево - маршрут такой же, но через село Тыловое. А направо уходит дорожка в сторону села Родниковое, откуда, кстати, можно прокатиться по красивейшей однополосной дороге вдоль каньона реки Узунджа, про которую я уже рассказывал.

-25

Ну а про Старое Севастопольское на сегодня всё. Ну а чтобы прочитать про другие мои дороги и путешествия - заглядывайте в мой телеграм-канал "Город под подошвой". Готов спорить - если зайдёте, обратно уже выйти не сможете 😉