1972 год для Крыма стал особенным: именно тогда закончилась, пожалуй, самая грандиозная стройка на черноморском побережье - было построено Южнобережное шоссе из Ялты в Севастополь. 81 километр роскошной трассы, которая тогда стала образцово-показательной для всего СССР сделал путь из Севастополя в Ялту и обратно куда проще и быстрее.
Но как же люди ездили между городами раньше, когда Южнобережного шоссе не существовало? Делали они это по Старому Севастопольскому шоссе. Это узкая и извилистая дорога с потрясающими видами, где сейчас сохраняется совсем редкое автомобильное движение. Я решил проехать по этой дороге и посмотреть на путь из Ялты в Севастополь глазами водителей прошлого.
Изначально Севастопольское шоссе начинается в Ялте и петляет по небольшим посёлкам и городкам вдоль Чёрного моря: Ливадия, Гаспра, Кореиз, Мисхор, Алупка...
По пути можно любоваться Черноморскими пейзажами и иногда подмечать детали, оставшиеся от СССР. Такие как, например, вот этот памятник "Скалолазы" неподалёку от Ореанды.
В районе Алупки, старое Севастопольское шоссе пересекается с новым, Южнобережным и уходит вверх к посёлку Голубой Залив. Тому самому, где выращивается лучший ялтинский лук на всём побережье.
И вот именно отсюда начинается красота. Машин практически нет, зато есть огромное количество смотровых площадок откуда можно понаблюдать за морем и новой трассой, которая проходит чуть ниже. Вот например, вид на гору Кошка, а рядом с ней, как в песне, тихою лентою вьётся Южнобережное шоссе.
Минут 15 - и мы около Голубого Залива. Отсюда можно разглядеть посёлок Кацивели и океанографическую платформу в Чёрном море.
В самом Голубом Заливе можно прогуляться по местной обсерватории, но об этом как-нибудь в другой раз, а пока мы продолжаем путь.
Уже здесь можно и нужно начинать любоваться крымскими хребтами и вершинами с красивыми названиями: Биюк-Исар, Керезла и, внезапно, Верблюд.
Километров через пять дорожка приводит нас в село Оползневое. Название здесь неслучайно - в этих районах действительно регулярно случаются оползни и чуть дальше нам встретится участок, который был восстановлен совсем недавно после одного из них.
Ну а пока нам встречаются местные коты, которых мы в обязательном порядке подкармливаем :)
Ух, какая ж красотища вокруг. И никого! Машины здесь проезжают раз в минут 10. В сезон, наверное, их побольше, но не думаю, что критично.
А вот и тот самый участок, на котором не так давно произошёл оползень и он был капитально отремонтирован.
Народ на дороге устроил фотосессию с шарами, ну а я забрался повыше и заснял это.
Этот участок небольшой - километра три-четыре, а потом дорога снова уносит нас в прошлое. На обочинах всё ещё сохраняются ограничительные столбики, которым хорошо за 50 лет.
А вот родник, который появился здесь аж в 1892 году! Когда же тогда строилась эта дорога, спросите вы? У меня есть ответ: в первоначальном варианте её построили с 1837 по 1848 год по инициативе генерал-губернатора Новороссийского края графа Михаила Семеновича Воронцова. Того самого, которому принадлежал прекрасный дворец в Алупке.
Некоторые виды с кипарисами - ну чистая Тоскана!
Эх, жалко мой велосипед остался в Санкт-Петербурге!
Ну а мы уносимся дальше, к, пожалуй, главной достопримечательности Старого Севастопольского шоссе - Форосской церкви.
К ней ведёт довольно узкий серпантин и вот тут машин становится несравнимо больше - всё-таки это очень популярное место. Летом здесь разъехаться особенно сложно - все обочины утыканы автомобилями.
Дальше нас ждёт ещё одна прекрасная достопримечательность этих мест - Байдарский перевал и знаменитые Байдарские ворота. Это самая высокая точка Севастопольского шоссе, расположенная на высоте 503 метра над уровнем моря.
Байдарские ворота соорудили на перевале в 1848 году по проекту Ялтинского архитектора Карла Ивановича Эшлимана в честь окончания строительства шоссе Ялта-Севастополь. Вот так они выглядели в начале 20 века.
А вот так выглядят сейчас.
Дальше нас ждёт 5 километров извилистой лесной дорожки и мы попадаем в село Орлиное, которое лежит уже не в горах, а в долине, которая так же имеет название Байдарская.
Отсюда дорога расходится в три стороны: прямо поедешь - по старому Севастопольскому шоссе выедешь на новое Южнобережное. Налево - маршрут такой же, но через село Тыловое. А направо уходит дорожка в сторону села Родниковое, откуда, кстати, можно прокатиться по красивейшей однополосной дороге вдоль каньона реки Узунджа, про которую я уже рассказывал.
Ну а про Старое Севастопольское на сегодня всё. Ну а чтобы прочитать про другие мои дороги и путешествия - заглядывайте в мой телеграм-канал "Город под подошвой". Готов спорить - если зайдёте, обратно уже выйти не сможете 😉