Эффект кобры — это идиоматическое выражение. Оно обозначает действия во имя благой цели, которые приносят для этой цели больше вреда, чем пользы.
Во время колониального правления в Индии "красные мундиры", совершая рейды по джунглям против мятежных сипаев, часто страдали от укусов кобр.
Генерал-губернатор Индии У. Хейстингс назначил награду для местных за каждую сданную голову змеи. И действительно, в самом начале этой кампании количество ядовитых змей в Индии стало стремительно уменьшаться. Индусы принялись повсеместно отлавливать змей, зная, что это принесет стабильную звонкую монету.
Казалось, идея сработала на все 100%. Но прошло какое-то время и администрация с удивлением обнаружила, что количество сданных индусами змей становится с каждым месяцем все больше. Выяснилось, что индийцы стали массово разводить кобр, чтобы получить за них деньги.
Тогда генерал-губернатор приказал отменить эти денежные выплаты. В итоге кобр в провинциях стало еще больше, так как их разводчики выпустили все выводки на свободу.
Это был первый пример обратного действия благого намерения, но не последний.
Французские колониальные власти Ханоя решили положить конец антисанитарии в городе и объявили награду за пойманных крыс.
В итоге, крыс в городских кварталах развелось столько, что пришлось организовывать специальную химическую службу по их ликвидации. А дело в том, что французы наступили на те же грабли, что и англичане. Когда за крыс платили — вьетнамцы принялись их разводить, как только платить перестали — все эти крысы были выпущены на свободу.
Но грабли эти, похоже, имеют притягательную особенность и находят новых желающих наступать на них снова и снова.
В апреле 2003 года президент Афганистана Хамид Карзай принял решение выплачивать денежную премию за ликвидацию посевов мака. Наверное нет необходимости сообщать, что после этого посевы мака в Афганистане выросли кратно...