Представьте, что мы в VI веке до нашей эры. Иерусалим завоёван, Храм разрушен, евреи изгнаны в Вавилон. Их удел — наказание за идолопоклонство. Они сидят в плену на берегах вод Вавилона — у рек Тигр и Евфрат — и со скорбью вспоминают Сион — возлюбленный Иерусалим. Вавилоняне насмешливо требуют, чтобы они спели одну из своих песен. Израильтяне спрашивают себя: «Как мы можем петь песнь Господню в чужой стране?»
Это ветхозаветный Псалом 137, песня о неумении петь. Написанный, вероятно, пророком Иеремией, он был положен на музыку сотни раз на протяжении веков. Палестрина (1525—1594) использовали его латинскую форму «Super flumina Babylonis»:
Псалом «На реках Вавилонских» в прекрасном исполнении хора Сретенского монастыря:
Древний текст стал частью фолк-репертуара в аранжировке Ли Хейса из The Weavers. Эта версия завершает альбом Дона Маклина 1971 года «American Pie»:
...А теперь перенесёмся на Ямайку конца 1960-х, где процветает растафарианство. Это религия связана с Ветхим Заветом, чьи истории изгнания, порабощения и освобождения нашли мощный отклик среди потомков африканских рабов. В 1970 году ямайская группа The Melodians превратила 137-й псалом в песню «Реки вавилонские»:
Вавилон теперь — не царство из Бибилии, а угнетающий Запад, а «Реки Вавилона» стали чем-то вроде гимна раста. В 1978 году даб-деконструкцию песни записал U-Roy:
Тем временем, «Реки Вавилона» распространились по всему миру. В 1978 году песня вошла в репертуар базирующейся в Германии карибской диско-поп-группы Boney M под руководством предприимчивого продюсера Франка Фариана.
Отныне и навсегда «Rivers of Babylon» — бодрая, запоминающаяся диско-мелодия, мировой хит. Библейская литургия проникла на дискотеки Европы — и на танцплощадки по всему СССР. Правда, в советский лонгплей Boney M «Ночной полёт на Венеру» религиозно окрашенные «Реки вавилонские» так и не попали...
#музыка #история #религия #диско #ссср