Давно я хотела порассуждать на тему "говорения ребенка" и поделиться своим опытом.
Важно ли, во сколько ребенок начнет говорить?
Я считаю, что очень важно! Дети, которые начинают говорить рано, не просто радуют своих родителей этим достижением, но и, что мне видится наиболее важным, дают обратную связь родителям относительно того, что они уже понимают, выучили, осознали. Т.к. когда ребенок молчит до 3-х лет, родители продолжают считать, что он малыш, что он еще мало, что понимает, не знает слова, и все, что ему говорят и показывают.. Например, названия игрушек, что-то, что запомнил, части тела, предметы, цвета и тп.
Конечно, каждый ребенок индивидуален! Но, очень много зависит и от нас, родителей, и прежде всего - от мамы. Если мама все понимает итак, зачем ребенку говорить? В этом частая причина того, что дети начинают говорить только в саду. Тк там их не понимают так, как дома, и впервые появляется необходимость говорить.
Расскажу, как это было у меня с ребенком и что дало. Я давно хотела записать свой опыт и наконец добралась ))
Мой ребенок сказал "мама" в 10 месяцев. Постепенно научился говорить основные слоги, затем простые слова. В 1 год и 7 месяцев говорил уже мама, папа, дай, че (печенье), иди, пи-пи, я сам и тп. В 1 год проходили диспансеризацию, и ребенок показывал все части тела: нос, глаза, рот, лоб, щечки, ручки, ножки, животик. Т.е. уже в этом возрасте он запомнил обозначения частей тела, например, и мог это показать мне, как маме.
В 1 год и 9 месяцев начал повторять все слова, которые ему говорили. Скажи ваза - он "васа", начал пытаться повторять все. В 2 года и 1 месяц говорил "мне 2 года" и подобные короткие фразы.
Расскажу, каких принципов мы придерживались:
1) НИКАКИХ СЮСЮКАНИЙ
Говорили с ребенком просто, но нормальным языком. Никаких подражаний детской речи, с изменением звучаний (вроде "ляля", "кака", "ти мой масенький"), как иногда взрослые подражают малышам. Нужно просто показать, что вы его понимаете, но называть все так, как называют взрослые.
Ребенок бежит к коляске с возгласом: "КА"! А вы радостно, поощряя, ему говорите: "правильно! это коляска!", или "ДА! Коляска! Это твоя коляска!" Никаких замен. Малыш, значит малыш (не ляля), Мусор, грязь, (не кака). Были ключевые слова для обозначения опасности, например, или прекращения нежелательного действия (СТОП, НЕТ, ОПАСНО). Но затем короткое объяснение, почему нельзя. Затем предложение того, что можно.
"Стоп, песок мы не кушаем, он несъедобный! Ты голодный? Пойдем покушаем яблочко, оно съедобное и вкусное",
"Стоп! Опасно! Качели могут ударить, может быть больно - бобо - больно"
Пока ребенок совсем маленький и произносит слоги, можно использовать его терминологию, но расшифровывать (бобо-больно). Сначала, конечно, ему сложно расшифровать длинные фразы, проще воспринять слоги. Но все же долго на этом не стоит застревать. Мы этим ограничиваем возможности ребенка усваивать речь. Мозг малыша гораздо более совершенен. Он способен улавливать и постигать больше, чем мы думаем.
2) ПРИВЫКАЕМ ГОВОРИТЬ, А НЕ НЫТЬ, КРИЧАТЬ
Пока ребенок маленький, до 1,5 лет, у него еще есть привычка добиваться своего плачем и криком, потому как до этого он только и умел, что кричать. Наша задача научить ребенка выражать свои желания по-новому. "Ты хочешь еще печенье?, тогда скажи "еще", мама так не понимает!" Мой ребенок говорил "ищ"! На крик я не реагировала, а на "ищ", сразу понимала: "ты мой хороший! ты хочешь еще? Сейчас дам!". Очень скоро ребенок понял, что крик не дает эффекта. Акцент на том, как надо! Можно это делать на примере игрушки.. Мишка плачет, он хочет еще печенье, но мама не поняла, тогда мишка сказал: Мама, хочу еще! И мама сразу понимает. Несколько таких примеров и ребенок уже делает также, чтобы его поняли.
3) ИГРЫ
Много играли в игры на понимание частей тела, например, игра ладушки-ладушки (с 7-8 мес). Я ее немного переделала:
Ладушки-ладушки (хлопаем ручками ребенка в ладошки),
Где были? У бабушки!
Что ели? Кашку!
Что пили? Молочко!
Полетели-полетели (ручки взлетают), на головку сели (садятся на головку)
Полетели-полетели (ручки взлетают), на ножки сели (садятся на ножки)
Полетели-полетели (ручки взлетают), на ушки сели (садятся на ушки)
Полетели-полетели (ручки взлетают), на животик сели (садятся на животик) - чуть щекотим, веселье )))
И так они садятся на разные части тела, ребенок быстро запоминает, где у него что. Через какое-то время я говорила, а ребенок сам показывал все это. В 1 год он уже четко различал все основные части тела и сам показывал их.
4) СТИХИ ПО РОЛЯМ
Учили короткие стишки по ролям, показывая на пальцах, один из них был:
Мама говорит: Гуси-гуси
Ребенок: Га-га-га
Мама: Есть хотите?
Ребенок: Да-да-да
Мама: Ну, летите!
Ребенок: Нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой
Последняя фраза длинная, ее мы учили долго )) Ребенок может ее произносить на свой лад и это отлично! Например, мой ребенок говорил: "Нам а-я-яй, волк низя домой. " Еще и пальчиком грозил ))
5) СКАЗКИ
Читали книжки, смотрели картинки, показывали, где кто. После 1,5 лет очень хороши сказки, где повторяется одна и та же фраза. В Репке, например, у нас на фразе "И позвал дед бабку", мы с ребенком обсуждали, как он позвал бабку. Я его спрашивала прямо: "Как дед позвал бабку?" Очень скоро ребенок научился звать: "Баааабка! Иди помогать! Репка тяжелая!" И позвала бабка внучку! (я говорю: "Как же она позвала?") А ребенок говорит: "Внууучка! Иди помогааать!!! " Фразы каждый раз немного менялись: то репка тяжелая, то дед сам не может, то тяжело тащить и тп. К 2м годам ребенок эти фразы уже говорил и все это было с интересом и удовольствием! И в какой-то момент, когда мне было тяжело открыть откидную кровать, он закричал: "Пааапа! Иди маме помогать! Мама сама не может!" Ребенку было меньше 2,5 лет. Я была приятно удивлена, когда он использовал фразу из сказки в реальной ситуации! И я поняла, как это работает!
Пока все, что-то еще вспомню, дополню :)
Буду рада, если кому-то это будет интересно и полезно!
Подписывайтесь на мой канал, будет еще много подобных статей.
Ставьте 👍 , если нашли для себя что-то полезное!
Мои статьи:
Как приучить ребенка к горшку?
Как научить ребенка плавать? Почему дети боятся воды?
Доверие ребенка. Слезы от страха. Детский сад и поликлиника
Если ребенок до 3х-5ти лет плохо ест. Что делать?