Как взаимодействуют участники группы или команды?
Представим, вы попали в пространство, где вам вместе с другими людьми предстоит выполнить общую задачу( малозатратные по времени задачи, скорее всего, нам не подойдут). Что же будет происходить с вами дальше? Как вы будете взаимодействовать, с какими общими проблемами столкнетесь?
Здесь и начинается групповая динамика (ГД)!
Джон Уитмор классифицировал этапы взаимодействия участников группы/команды на протяжении работы так:
вхождение→утверждение→сплочение.
Существует 4 основных фазы ГД:
Forming - формирование группы
Storming - конфликт
Norming - нормализация
Performing - сплочёность.
Иногда выделяют дополнительную пятую, разделяя последнюю фазу на две.
На каждом этапе стоит понимать ценности и потребности. Мы подробнее разберем самый сложный период для группы/команды - шторминг, в следующем посте. А пока хотим обратить внимание на модель в целом. Она важна как тренерам для работы со взрослыми командами, так и специалистам по работе с детьми, так как эта концепция отлично совмещается со стадиями периодизации, например, лагерной смены, где есть организационный период, основной период и завершающий период. у групповой динамики!
Все внимание на шторминг - вторую фазу групповой динамики.
Почему мы хотим выделить именно эту стадию формирования группы?
Как правило, она самая сложная, эмоциональная и очень важная для перехода группы на новую качественную ступень. В группе происходит распределение ролей и борьба за лидерство.
Поэтому дальше мы написали ответы на три основных вопроса, которые возникают у всех, кто сталкивается с ШТООООРМИНГОМ (произнести ужасающим тоном), чтобы вам было проще проходить его и в роли тренера и самостоятельно как участнику группы.
Как понять, что группа на 2-ой фазе?
🔹группа делится на пары, тройки, часто противоборствующие
🔹активное общение, много эмоций
🔹нарушение правил и границ, желание выделиться
🔹много вопросов, раздражения, уточнений, споров
🔹есть яркие лидеры
Как работать тренеру с группой на 2 стадии?
💙предложить участникам диссоциироваться (посмотреть со стороны на себя), помогает вопрос: что сейчас происходит, опишите?
💙сделать перерыв, чтобы сбавить эмоции
💙юмор
💙постоянно менять состав мини-групп в упражнениях
💙вернуться к ключевой цели группы/команды. В этом помогают вопросы:
— Зачем/Ради чего вы здесь?
— В чём ценность того, что сейчас происходит?
Как предупредить острую фазу шторминга?
🙏🏼 Создание общих правил поведения, к которым можно возвращаться в случае шторминга
🙏🏼 Информировать о фазах групповой динамики (мы можем управлять тем, что мы осознаём)
🙏🏼 Проводить интерактивные упражнения (элементы тропы доверия/ верёвочного курса)Остальные подробности и другие игры ждут вас у нас на сайте😎 bumshv.com