Найти тему
ПАНТОГРАФ

НИЖНИЙ НОВГОРОД ТРАНСПОРТНЫЙ: ВОСЬМИСОТАЯ ОСЕНЬ

Авторский материал. В нескольких частях.

Многие наши читатели, очевидно, в курсе, что одним из наиболее «весомых» отечественных юбилеев минувшего, 2021 года, стало 800-ЛЕТИЕ НИЖНЕГО НОВГОРОДА, символически отпразднованное в 20 часов 21 минуту 21 августа. Славный тот град, ныне – пятый по величине во всей РОССИИ, был основан как крепость, прикрывавшая от недругов слияние Оки и Волги: тогда уже оживлённых транспортных коммуникаций поистине континентального, евро-азиатского значения, и в дальнейшем развивался как один из важнейших центров отечественных транспорта и транспортного машиностроения. Решив лично разузнать, нашлось ли данной теме место в пёстрой череде юбилейных событий, выезжаю в НИЖНИЙ (сокращённое подобным образом название широко применялось веками и применяется до сих пор, никого, как будто, не обижая) по окончании наиболее многолюдной программы: в пятницу 15 октября 2021-го.

Выставка натурных экспонатов "ПАРОВОЗЫ РОССИИ", фото Александр Чекмарев
Выставка натурных экспонатов "ПАРОВОЗЫ РОССИИ", фото Александр Чекмарев

В текущем, XXI веке, пожалуй, основным транспортом между МОСКВОЙ и НИЖНИМ становятся всё более многочисленные дневные скоростные поезда: «САПСАНы», «ЛАСТОЧКИ», «СТРИЖИ». Мне же, учитывая желательность максимально использовать уже короткий осенью световой день, гораздо удобнее ночной скорый № 36, отбывающий в 23.30 накануне с ЯРОСЛАВСКОГО вокзала столицы и завершающий рейс в 6.30 следующего утра. Ночной мрак сменяется облачной серостью уже за час до прибытия: в ДЗЕРЖИНСКе, позволяя разглядеть слева по ходу всё еще многочисленные, почти не удалённые опоры контактной сети тамошнего трамвая, бесславно упразднённого, увы, ещё в ноябре 2015-го… Чуть далее с того же борта – уже в городской черте НИЖНЕГО – внушительная, существующая вот уже четверть века, и постепенно пополняемая экспозиция под открытым небом «ПАРОВОЗЫ РОССИИ»… А вот - пошли хитросплетения путей МОСКОВСКОГО вокзала.

1. НЕТОРОПЛИВАЯ «АЛЬТЕРНАТИВА»

Только-только выхожу на перрон, как вокзальное радио объявляет: в 6.40 с одной из соседних платформ отправится «городская электричка ПРИОКСКОЙ линии до станции «Проспект ГАГАРИНА». Вот так сюрприз: сколько ни ездил в НИЖНИЙ прежде, этот рейс выполнялся… часу в пятом утра, а следующий – уже с наступлением вечерней темноты, главным образом – для доставки самих железнодорожников к смене на промежуточные станции! Лет 15 назад к прибытию ночного скорого из МОСКВЫ «подвязывалась», было, «городская электричка» в противоположную, северную часть НИЖНЕГО: до станции ПОЧИНКИ рядом с густонаселённо-многоэтажным, неплохо благоустроенным Проспектом КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЕЙ, основную массу населения которого составляют труженики основанного ещё в 1849 году судостроительного завода «КРАСНОЕ СОРМОВО»… Теперь, однако, за исключением «ПРИОКСКОЙ линии», вокзал начинает утро прибытием электропоездов с различных направлений, начиная отправлять их лишь в девятом часу. Ну что же, на месте виднее!

Занимая лишь малую часть объявленного пути, поблёскивает яркой красно-серо-белой корпоративной окраской один из новых электропоездов переменного тока ЭП3Д, закупленных к городскому юбилею обслуживающей тот регион ГОРЬКОВСКОЙ железной дорогой: № 036. Всего лишь четырёхвагонная составность, типичная в последние годы для НИЖНЕГО, делает ту электричку похожей, скорее, на… широко распространившиеся ныне в МОСКВЕ трамваи «ВИТЯЗЬ». Но вот подниматься с низкой платформы, какие абсолютно преобладают до сих пор по всей РОССИИ, приходится, как и век/!/ тому назад, по крутейшим в смысле неудобства ступенькам! Не пора ли отечественным конструкторам создать и для стальных магистралей вагоны с низким полом хотя бы между тележками???

Утренних пассажиров совсем немного. Парнишка-кондуктор, справившись о пункте моего назначения, выбивает на портативно-носимом терминале билетик за 40 рублей. Интересуюсь, не было ли каких историко-железнодорожных мероприятий к городскому юбилею? Оказывается, пытались, было, организовать поезд-ретро паровозной тяги с МОСКОВСКОГО вокзала к тем же «ПАРОВОЗАМ РОССИИ», а то – и до станции КОЖЕВЕННОЕ на неэлектрифицированной до сих пор малодеятельной ветке к городу ПАВЛОВО-на-ОКЕ, «да что-то не срослось. Вы на следующий [2022] год приезжайте: будет 160 ЛЕТ главному ходу НИЖНИЙ – МОСКВА, уж точно что-нибудь устроим! Говорят, в частности, П-36 из «ПАРОВОЗОВ РОССИИ» ещё вполне можно восстановить до ходового состояния…».

Пока беседуем, поезд плавно и почти бесшумно трогается, оставляя справа по ходу обратно, в сторону МОСКВЫ своего предшественника: «круглоголовый» головной вагон ЭР9п-К-202 1967 года выпуска. Прослужив ровно полвека, в последнее время – на менее оживлённом АРЗАМАССКОМ направлении, тот стал памятником к празднованию в 2017 году 155-ЛЕТИЯ ГОРЬКОВСКОЙ магистрали. Для лучшей защиты от привокзальных вандалов, установили реликвию кабиной – к «дежурке» моторвагонного депо, а не слишком эстетичным «тупым» концом с переходной площадкой – к перрону.

Снова миновав – теперь уже в обратном направлении – «ПАРОВОЗЫ РОССИИ», сворачиваем у платформы КОНДУКТОРСКАЯ на ветку к САРТАКОВСКОМУ (от названия ближайшей деревушки) железнодорожному мосту через ОКУ, сооружённому на протяжении 1956-1961 годов. Пробираемся через плотно заставленные всевозможными грузовыми вагонами станцию СОРТИРОВОЧНАЯ, затем – пути к одному из крупнейших городских предприятий: ГОРЬКОВСКОМУ АВТОМОБИЛЬНОМУ ЗАВОДУ (ГАЗ), готовящемуся отметить собственное 90-ЛЕТИЕ в новом, 2022 году: при празднования 800-ЛЕТИЯ НИЖНЕГО НОВГОРОДА даже неплохой, основанный ещё в 1965 году, Музей ГАЗа был закрыт на реконструкцию, лишь организовав 21 августа 2021-го пробег по городу машин, некогда выпущенных заводом.

Стригино, фото vremyan.ru
Стригино, фото vremyan.ru

А вот - один из новейших остановочных пунктов НИЖЕГОРОДСКОГО железнодорожного узла: платформа СТРИГИНО, открытая к «пику» летних перевозок 2020 года и названная по расположенному в паре километров неподалёку международному аэропорту, уже многие десятилетия – запасному на случай непогоды или иных проблем для всего оживлённейшего МОСКОВСКОГО авиаузла. В недавние, более «тучные» годы, аэропорт тот подумывали связать с одной из ближайших станций НИЖЕГОРОДСКОГО метрополитена… горизонтальной подвесной канатной дорогой (1)! Пока же, по здравому размышлению, достаточными сочли всего лишь автобусы малой вместимости, заезжающие по пути к устроенным на прежде скромном разъезде 9 км двум низким платформам впечатляющей длины по 500 м (достаточно даже для курсирующих по той линии поездов дальнего следования!) из «инновационных», как утверждается, полипенополистироловых блоков (2). В юбилейном для НИЖНЕГО НОВГОРОДА августе 2021 года на тот маршрут № А-50 вышли три новинки ГАЗа: 17-местные электробусики «ГАЗель-ННэ». Пресса сообщала, что аккумуляторные батареи, поставленные для тех машин Группой «Ситроникс», обеспечивали пробег с указанной пассажирской нагрузкой до 120 км, после чего – подзаряжались от стационарной электросети; конструкция предусматривала также установку дополнительных батарей для увеличения дальности пробега до 200 км. Вплоть до субботы 28 августа 2021 года плата за проезд не взымалась, так как пассажиры фактически выступали в роли испытателей… Нашу утреннюю электричку никакой автотранспорт не встречает; пассажиров пять выходят, столько же поднимаются, точнее - карабкаются в вагоны. Остаётся лишь полюбоваться деревянным вокзальчиком, выстроенным в подражание древнерусским теремкам. К 800-ЛЕТИЮ в городе, в том числе, - по советам московских, а то и зарубежных урбанистов, появилось немало «памятников деревянного зодчества XXI века», которые, как признала уже к середине осени 2021-го местная администрация, успели принять «провинциально-ветхий облик» под влиянием достаточно прохладного и влажного (как-никак, две большие реки!) нижегородского климата!

Электропоезд ЭП3Д на платформе Стригино, фото  opennov.ru
Электропоезд ЭП3Д на платформе Стригино, фото opennov.ru

По-утреннему пустынна и мелькающая под путепроводом главная магистраль АВТОЗАВОДСКОГО района с трамвайной линией на обособленном полотне. Опоры наружного освещения (в просторечии – фонарные столбы) украшены юбилейными транспарантиками, где одна под другой – несколько цифр «800» различных цветов и разными шрифтами: от округлых до «авангардно»-угловатых… Городские пейзажи на этом заканчиваются: до самого конца линии электричка движется среди по-октябрьски золотых, почти ещё не начинавших сбрасывать листву берёзовых лесов! А вот и САРТАКОВСКИЙ мост через ОКУ, внушительно широкую в 22 км от слияния с ВОЛГОЙ. 65 ЛЕТ НАЗАД московский «ГИПРОТРАНСМОСТ» (Главный инженер проекта А. Б. ДРУГАНОВА) впервые в мире разработал для этой переправы пролётные арки длиной по 150 м из сборного железобетона, монтировавшиеся на подмостях и кружалах специально для того разработанной «спаркой» подъёмных кранов грузоподъёмностью 2 х 11 тонн. «МОСТООТРЯД-1» «МОСТОТРЕСТа» собрал четыре такие арки, и ещё несколько – 55-метровых над речной долиной, тьфу-тьфу-тьфу, неплохо служащие вплоть до настоящего времени.

Кстати, во время августовских юбилейных торжеств, руководители города обещали выстроить канатную дорогу теперь уже через ОКУ: между станцией метро «ЗАРЕЧНАЯ», страдающей от недостатка пассажиров после недавнего банкротства ряда окрестных предприятий, и первым в области крытым аквапарком «ОКЕАНИС», сооружаемым ООО «АКВАТОРИЯ РАЗВЛЕЧЕНИЙ» на Проспекте ГАГАРИНА. Из 40 тысяч квадратных метров общей площади «ОКЕАНИСа» 11 тысяч придутся на рукотворные водоёмы и пляжи с 9 водными горками высотой от 3 до 16,6 м, включая «экстремальный» аттракцион «Ракета-Петля»….

За мостом и очередным березняком – многопутная станция ОКСКАЯ. Прямо – магистраль на АРЗАМАС, вправо по ходу – уже упоминавшаяся неэлектрифицированная ветка до станции МЕТАЛЛИСТ в ПАВЛОВЕ-на-ОКЕ, ну а мы – влево, возвращаясь к НИЖНЕМУ НОВГОРОДУ по линии, открытой задолго до сооружения моста – ещё в 1900-1904 годах. Плавная кривая путей на подходах к мосту сменяется почти идеально прямой линией, «пассажирообмен» на периодически встречающихся платформах остаётся чисто символическим, за весь путь - один-единственный автомобильный переезд со шлагбаумами, а вот скорость новенькой /!/ электрички так и остаётся… более, чем скромной. Городской маршрут преодолевается, согласно графику, без малого за полтора часа! Н-да-а, хороша рекламируемая нижегородской администрацией «реальная альтернатива сильно страдающему от заторов автотранспорту»…

Таким был Ромодановский вокзал, фото предоставил Александр Чекмарев
Таким был Ромодановский вокзал, фото предоставил Александр Чекмарев

Конечный пункт «Проспект ГАГАРИНА» лишён изысков: низкая платформа вдоль тупикового пути, да металлический павильончик типа устанавливаемых на сельских автобусных остановках. В закреплённом на столбе расписании – всего шесть ежедневных пар ПРИОКСКОЙ городской электрички (по пятницам – дополнительное ещё одна), а поезда на ветку до станции МЕТАЛЛИСТ в городе ПАВЛОВЕ-на-ОКЕ – и вовсе лишь по выходным… На горке справа – оборачиваются по кольцу трамваи двух маршрутов, подходящих сюда из центра города: усть-катавские 71-608М и 71-619, сохранившие заводскую окраску: белую с голубыми или – светло-кофейными горизонтальными полосами. До 1974 года железная дорога, пересекая проспект, уходила круто вниз и тянулась однопутной неэлектрифицированной вдоль правого берега ОКИ к изящному РОМОДАНОВСКОМУ вокзалу, названному так по станции РОМОДАНОВО в соседней МОРДОВИИ, и располагавшемуся почти напротив действующего до сих пор вокзала МОСКОВСКОГО. После упоминавшегося выше открытия в 1961 году железнодорожного моста через ОКУ, РОМОДАНОВСКИЙ вокзал, ставший к тому времени КАЗАНСКИМ, во многом потерял былую популярность (в общесоюзном/!/ «СПРАВОЧНИКЕ ПАССАЖИРА» 1971 года для него значилась… всего одна пара поездов: до КАЗАНИ), а затем – и подходившая к нему однопутка была похоронена случайным оползнем с крутого окского берега, чтобы никогда более не восстанавливаться! Ну а вокзальное здание, после нескольких десятилетий упадка, реставрировали в начале нынешнего, XXI века уже как… фабрику столь актуальных теперь пластиковых банковских карт; его, кстати, хорошо видно с современного Метромоста.

(1) С вокзала в город по воздуху // Гудок. 2017. 16 марта. С. 1.

(2)  Инновационные платформы для Нижнего Новгорода // Гудок. 2019. 28 ноября. С. 3.

Продолжение следует.

Канал "ПАНТОГРАФ". Материал подготовлен и предоставлен Николаем Семеновым.

Наша группа в ВК:

ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки

Другие материалы канала:

Немного новомосковских ЭР22. Фото с сети

Будет ли в очередной раз построена ВСМ Москва-Петербург?

Как изменились белорусские железные дороги после распада СССР (подвижной состав)

-5

#поезда #поезда россии #транспорт #железная дорога #железные дороги #электропоезда #юбилеи #железнодорожный транспорт #жд транспорт #нижний новгород