Найти тему

Военные голуби Севастополя

В 1893 году на окраине Севастополя была построена военно-голубиная станция. Личный состав ее был таковым: один офицер, один надзиратель, два надсмотрщика и 250 голубей. Во время Гражданской войны барон Врангель, оставляя Крым, забрал с собой всех почтовых голубей Севастопольской станции. Птицы были проданы в Германию. Однако через некоторое время многие из увезенных голубей поодиночке вернулись в Севастополь, пролетев по прямой около двух с половиной тысяч километров.

Военно-голубиная почта – один из способов связи, с помощью которой письменные сообщения доставляли почтовые голуби. При посылке письма голубеграмма – сообщение в сильно уменьшенном формате – вкладывалась в легкую металлическую трубочку, которая прикреплялась в лапке голубя. В среднем дальность голубиной связи со стационарных станций достигала трехсот километров. Почтовые голуби прекрасно летают и могут преодолевать большие расстояния на высокой скорости. Тяга голубей к родному гнезду носит прямо-таки мистический характер. Известно множество случаев, когда благодаря своей пространственной памяти и летным способностям они, преодолев тысячи километров, возвращались в свою голубятню. Так, увезенный из Парижа в Германию голубь был выпущен из клетки только через четыре года, и уже на второй день он очутился в родной голубятне. Как они находят дорогу? Ученые затрудняются ответить на этот вопрос. Возможно, голуби чувствуют магнитное поле земли и каким-то непостижимым образом высчитывают координаты своей голубятни.

-2

В 1893 году на окраине Севастополя была создана военно-голубиная станция. Размещалась она на холмистой окраине города, которая с давних времен носила название Цыганской слободки. Личный состав станции составляли один офицер, один надзиратель, два надсмотрщика и 250 голубей. Перед Первой мировой войной птиц на станции насчитывалось уже около тысячи.

Ветеран Второй мировой войны Александр Черноцкий: «В детстве мне очень нравилось бегать на Голубинку, так мы называли территорию воинской части, которая находилась неподалеку. Во дворе стояла огромная голубиная будка, к которой вела лестница. Это был большой квадратный домик, который хорошо просматривался с моря и наполовину выглядывал из-за высокого забора со стороны города. Настоящий сказочный дворец из стекла или пластмассы с полукруглой крышей, удобными гнездами внутри. Во время войны его накрывали маскировочной сеткой. Птиц там было столько, что и не сосчитать. Каждое утро их выпускали полетать. Недалеко от нас жил голубятник Шурка Скидник, он специально выпускал в это время своих голубей, как бы заманивая птиц со станции. Затем брал голубей, которые попадали к нему, и возвращал морякам за плату. Те рассчитывались, как правило, продуктами. Мы знали, что птиц держали не для забавы, предназначены они были для связи. В специальных клетках пернатых вывозили в Балаклаву и окрестности Севастополя. У каждого голубя на лапке было специальное медное колечко, куда закладывалась записка с информацией. Птиц выпускали, и через некоторое время они возвращались в будку. Мне доставляло огромное удовольствие ездить на служебной линейке с матросом Пантелеем в район Балаклавы и вместе с ним выпускать голубей на свободу».

В 1913 году летчики севастопольской школы авиации с собой в полет брали клетку с почтовыми голубями на случай непредвиденной аварийной посадки. С помощью пернатых почтальонов они сообщали о своем местонахождении и причине аварии.

-3

В 30-х годах военные пытались использовать голубей для связи подводных лодок с Севастополем – главной базой Черноморского флота. С помощью хитроумных решений был сделан специальный контейнер-пенал, в который помещали голубя, и капсулой с птицей выстреливали с подводной лодки. Достигнув поверхности воды, контейнер автоматически раскрывался и освобождал голубя. Но не все контейнеры раскрывались, и плавающая капсула с птицей могла стать достоянием противника. Кроме того, выяснилось, что быстрое преодоление расстояния из глубины до поверхности моря не все голуби переносят одинаково. Часть из них могла не взлететь сразу и поэтому тонула вместе с контейнером. Другие же, взлетев, теряли ориентацию. Этот необычный эксперимент по использованию голубей для выполнения такого специфического задания был проведен только в Севастополе.

-4

Развитие проводной и особенно радиосвязи постепенно вытесняло голубиную связь в военном деле. Ее достоинством по-прежнему оставалась высокая скрытность, но недостатков было все-таки больше. Прежде всего, зависимость от погоды, небольшая дальность, а главное – ненадежность: не было уверенности, что сообщение доставят по назначению. И все же даже во время Великой Отечественной войны, несмотря на совершенство технических средств связи, многие донесения передавались на голубиных крыльях. Наряду с другими подразделениями связи во время войны севастопольская военная голубиная станция входила в состав Службы наблюдения и связи Крымского района. Во время обороны Севастополя почтовые голуби использовались для связи с партизанами. Но в большинстве случаев полеты птиц были обречены на неудачу: бесстрашные крылатые посланцы часто попадали под обстрел неприятеля, так как немцы знали об этом способе связи.

«В июне 1942 года голубиная станция подверглась жестокой атаке вражеской авиации, – вспоминает Александр Гиляров, чей дом до войны находился рядом с голубятней. – Два самолета прицельно бомбили станцию и бросали зажигалки. Видимо, чтобы не промахнуться, забросали ими все близлежащие улицы. Во время этого налета три зажигалки попали и в наш дом. Сбрасывая их с крыши, я обратил внимание, что маскировочная сетка на голубиной станции сброшена и двое моряков работают в будке. Один ломом разбивал стенки, пытаясь освободить птиц из огненного плена, а второй обливал будку водой из шланга. От обоих моряков шел дым и пар. Воду им подавали ручной помпой, которую качали несколько военных. Было такое впечатление, что голуби не хотят покидать свой дом. Будка сильно горела, в воздухе стоял едкий запах горящей пластмассы. Через некоторое время от голубятни остался один каркас. Большинство птиц погибло».

Так трагически закончилась история севастопольской военно-голубиной станции. Старожилы рассказывают, что оставшихся в живых почтовых голубей немцы увезли с собой. Но птицы вернулись в разрушенный город. На месте военно-голубиной станции сегодня частное строительное предприятие, а рядом как – воспоминание о полувековой истории станции – улица Почтовая.

Фрагмент статьи из Крымского научно-популярного журнала "Полуостров сокровищ", выпуск №6. #история крыма #севастополь #голуби

Другие публикации канала

Белое золото Крыма

Кровавая балка

ТОП-5 КРЕПОСТЕЙ КРЫМА