Далеко не все знают про микроавтобус «Донбасс», а вот его старший брат «Старт» любителям советской автомобильной классики хорошо знаком. По этому поводу часто вспоминают фильм «Кавказская пленница», где эту машину можно увидеть перед финальными титрами. Мне в прошлом году удалось увидеть этот уникальный автобус – «Донбасс».
Редкий микроавтобус "Старт" и единственный "Донбасс".
Напомню, что уникальность этих машин в том, что кузов у них из стеклопластика и до полномасштабного серийного производства дело так и не дошло. Микроавтобусы «Старт» создавали в Луганске и произвели около сотни, кто-то говорит 120 штук. Главного идейного вдохновителя «Старта» перевели работать в Донецк, где он снова взялся за старое. Точнее за создание нового – микроавтобуса, но теперь уже под названием «Донбасс». Их сделали всего два десятка экземпляров. Можно сказать, что это была люксовая версия «Старта».
Чем же отличаются микроавтобусы «Старт» и «Донбасс»?
Как чем? Написано же! На одном "Старт", а на другом "Донбасс" и собирали их в разных городах - Луганске и Донецке.
Ценители советской автоистории помнят, что «Старт» создавался на основе ГАЗ 21. То есть двигатель, трансмиссия, вся ходовая и приборы от «Волги». А вот у «Донбасса» начинка от ЗИМа. Шестицилиндровый мотор в сочетании с мягкой подвеской придаёт машине совсем другие динамические характеристики и дарит более комфортные ощущения пассажирам.
Сколько таких микроавтобусов сохранилось?
Микроавтобусов «Стартов» по всей стране осталось, пожалуй, с десяток или два. В разных крупных музеях России. Прекрасный экземпляр, например, в автомобильном музее в Верхней Пышме. «Донбассы» не сохранились вовсе! Ту машину, которую мы увидели на международной выставке автомобилей в Казани, восстановил буквально по частям, талантливый реставратор Михаил Яревский из Екатеринбурга. Так что это единственный и неповторимый восстановленный микроавтобус «Донбасс».