Теперь только историки помнят царя Ивана, а ведь он тоже был русским царем и делил трон с братом по отцу – Петром I. В прямом смысле слова – юным царям изготовили один трон на двоих.
Иван был «неудачным» сыном царя – болезненным и тихим. Ему нашли молодую, красивую, статную невесту – Прасковью. Она родила пятерых дочек. Две старшие умерли совсем крошками, младшие выдались угрюмыми и некрасивыми. А средняя, Екатерина, жизнерадостная толстушка, черноглазая и белокожая, с большой черной косой, нравилась всем. В том числе и дядюшке Петру…
Царь Петр любил бойких и кругленьких. А веселая и смешливая Екатерина рано стала предпочитать мужское общество и считалась кокеткой. И то, что «свет-Катюшка» -- родная племянница, не могло остановить царя. Весь российский двор был уверен, что не его брат Иван настоящий отец девушки, а фаворит Прасковьи Федоровны.
В общем, Петр I не выдавал замуж любимую племянницу аж до двадцати четырех лет. Когда тянуть дальше уже было неприлично, он выдал Екатерину Ивановну за герцога Мекленбург-Шверинского. Сыграл свадьбу и… заскучал. Вскоре Петр навестил племянницу в Шверине, и там разыгралась скандальная сцена. Царь, не обращая внимания на свидетелей, повел Екатерину... в спальню. Барон Пельниц, очевидец событий, в мемуарах писал: «...там, положив ее на диван, не запирая дверей, поступил с нею так, как будто ничто не препятствовало его страсти».
Так что семейная жизнь не заладилась, и Екатерина с маленькой дочкой, даже не пытаясь добиться развода, вернулась к матери.
Царица Прасковья была умной женщиной. Она старалась по мере сил идти в ногу со временем. И завела у себя в Измайлове театр. Тут-то и пригодились способности артистичной дочки. Екатерина страстно увлеклась театром и мечтала ставить спектакли.
Результат был неожиданный – молодая режиссерша впервые вывела на сцену русских женщин. В «комедиальной храмине» играли немецкие актрисы, а Екатерина раздавала роли русским княжнам и фрейлинам. Более того, одной из ее подружек досталась роль… королевского генерала. Это первый известный случай, когда на российской сцене мужскую роль играла женщина.
Сохранился «Дневник» Фридриха Вильгельма Берхгольца, который не раз бывал в Измайлове. И в нем есть записи, что Екатерина «дирижировала всем» и во время спектакля обычно «была больше за сценой, потому что она управляла представлением сама, и без нее все бы остановилось». Сам театр был устроен очень изящно, только костюмы были не особенно хороши и зрительный зал освещался со сцены, так что, когда опускался занавес, зрители сидели впотьмах. Чем пользовались воришки. Автор жалуется, что у него стянули табакерку, а у его друзей – шелковые носовые платки.
...А потом герцогиня Мекленбург-Шверинская увлеклась политикой и театр забросила.
Далия Трускиновская, писатель (с) "Лилит"