Найти тему
Василий Сергеев

Как школа и родители делают детей пассивными и слабыми. Синдром выученной беспомощности

Оглавление

Уже идёт 3-й месяц, как я попал в команду, где продолжаю работать в Интернете. И работаю с очень большим количеством самых разных людей. Я заметил особенность, в которой решил разобраться и поведать вам.

Люди разных возрастов легко справляются с действиями по шаблону. Например, инструкция как найти какую-либо информацию в поиске. Однако, стоит дать что-то такое, где нет чёткой инструкции, где есть свобода мышления, где надо сделать шаг влево-вправо — всё, сразу тупняк, страх, паника, непонимание и слепота...

Абсолютное неумение решать самостоятельно проблемы и мыслить свободнее

«Синдром выученной беспомощности». Что это такое и с чем его едят?

Атрофия самостоятельности простым языком

В обычных наших школах как учат-то? Выучи этот стих, прочти рассказ от сюда до сюда, такой-то параграф. Вот уравнение, реши вот так его, а дома десяток таких же для заучения шаблона. Всё в рамках, по инструкции и никаких неожиданностей, по струнке.

  • Ни дай боже посчитаешь не в столбик или вообще сразу напишешь итог, если посчитал в уме — получишь двояк
  • Читаешь биологию на истории — вон из класса, невежа
  • Реферат с отступом слева 29 мм вместо 30 мм — переделывай заново

Любое отступление от рамок и шаблонов, которые давно продуманы за нас — удар утюгом по башке, что не приятно. Потом получать больше не хочется. И вот этот синдром «вколачивается» в личность человека.

И вот у нас выпускной! Праздник с грустинкой. И вроде всё круто, но в итоге выпускаются 90% роботизированных рабов, которые только и могут шпилить по шаблону на автопилоте и всё.

Решительности, хитрости и критического мышления также нет. Вылазить из проблем, решать их, не бояться, уметь отстаивать свои границы и желания, самому думать и не сожалеть — не умеем.

Самостоятельность и свобода мышления... вообще промолчу.

Атрофия самостоятельности на научном языке

Синдром выученной беспомощности — это такое состояние человека, когда есть возможность предпринять какие-либо действия для улучшения своего положения, либо для избежания отрицательного положения, но индивид самостоятельно никаких действий не совершает.

-2

Ответьте на ряд вопросов ниже, чтобы понять, склонны ли вы к этому синдрому или же нет. Отвечать нужно: ДА // ИНОГДА // НЕТ.

  • Я часто не довожу свои дела до конца
  • На моё мнение нельзя положиться, потому что его как такового нет
  • Я не знаю что такое норма
  • Я сильно завишу как физически, так и психически от других людей
  • Я считаю, что другие люди достигают куда большего, чем я
  • Я думаю, что не смогу добиться успеха, я неудачник
  • Скорее всего, я не справлюсь с теми сложностями, которые выпадают мне в жизни, я слабый

Если вы ответили ДА на 4 вопроса и больше, то, скорее всего, вы имеете склонность, что не есть хорошо, но и не смертельно. Я расскажу, как с этим бороться уже будучи взрослым, а также как не допустить этого в детстве.

Со школой и так всё ясно. Но как же родители делают детей беспомощными?

-3

Пара слов про школу для ясности. Школа — это бойня для творческого и свободного потенциала человека. В основном единицы сохраняют себя после 9-11 лет обтёсывания мозгов до нужной государством формы.

Любая плюс-минус нестандартная проблема, кой их большинство в жизни, вводит их в полный ступор и тупняк, как первоклассника, у которого закончилась первая тетрадка в линейку или клеточку, кончилась паста в ручке, и он сидит и не въезжает: как дальше-то? Где и чем писать?

Ну, школа школой, но некоторые родители несовместимы с детьми

Есть родители, которые опаздывая на работу, злятся и говорят что-то вроде: «Дай сюда, ты не умеешь и делаешь долго, я сам(-а)». А потом ребёнку наступает 7 лет, он вот-вот пойдёт в школу, в 1-й класс, но одеваться сам он не умеет, и вы удивляетесь как же так. Научили так, вот как, ничего удивительного тут нет, что он сам не умеет.

Лишая ребёнка возможности учиться, он не делает проб и ошибок. Ребёнок станет удобным и «правильным», но вы разовьёте в нём выученную беспомощность, делая всё за него.

Также, кстати, и в школе. Учителя требуют послушания, супер мощной дисциплины, а потом в старших классах удивляются, что почему это детишки такие несамостоятельные, пассивные, неинициативные. Даже себя организовать никак не могут, ну что за беда с ними, ага...

А становясь взрослыми — это постоянный стресс из-за давления, а там и до хронического стресса недалеко. Неуверенность в себе, нет стержня, несамостоятельности и так далее, перечислять можно долго.

Как не допустить этого в ребёнке?

Позитивное подкрепление. Примерно с 3-х и до 7-и лет край, хвалите его за всё, что он пытается сделать сам, чему учится. Надел колготки? Молодец и чмокнули! В следующий раз попытается сделать ловчее и быстрее. Будут вам классные результаты.

Хочет попытаться помочь на кухне? С ножами, конечно, аккуратнее, а вот помешать заливку дайте ему. Ну, прольёт немного, не страшно, пусть сам возьмёт тряпочку и вытереть. Похвалите. Плохо сделал? Пусть повторит, на крайнек похвалите, сами переделайте.

Круто же, что он будет самостоятельным и будет помогать вам сам. А будет взрослеть, понимать как правильнее, будете учить его, а не делать за него, будут великолепные результаты.

Иногда даже дайте сделать что-то совсем неразумное, раз не понимает спокойно, ибо ругаться смысла часто мало. Скорее всего, заставить бояться и сдаться, будет потом внутренний тормоз какой-нибудь. А так сам ошибётся, поймёт, что так не надо. Урок на всю жизнь.

Что вам делать, если родители допустили это?

1. Признайте, что у вас есть этот синдром. Осознание и принятие проблемы — это уже 50% прогресса, так как самое сложное зачастую.

2. Инвестируйте в свои знания и навыки, учитесь, хвалите за самые маленькие успехи. Замечайте больше того, что успели, нежели то, что не успели или не смогли. Но всё в меру!

3. Не обесценивайте себя, свой труд, свои желания, границы и так далее.

4. Найдите того, кто заметит ваши старания, поддержит и похвалит, поможет научиться. Окружение правильное очень важно.

5. Тех, кто не поддерживает, не замечает старания или даже тянет вниз — долой из жизни, нафиг таких.

6. Главное шаги. Не обязательно сразу 10, делайте один за другим. Учитесь смотреть на 100 вперёд, планировать, но всё же не забывать именно про следующий.

Полезные статьи по теме:

Как не профукать свою жизнь. Пять вещей, которые нужно менять

Лень и прокрастинация. Как развиваться и не перегореть

Как развить и укрепить силу воли? Всё гораздо проще, чем вы думали

Эгоизм — это отлично! Здоровый и токсичный эгоизм: различия и как не переступить грань

Остались вопросы? Есть своё мнение? Пиши в комментарии и подписывайся!

Можешь написать мне в Telegram, расскажу что да как поподробнее, скажу куда и как двинуться.